19/09/20

«Охота на волков»: самая удачная операция российских войск во Второй чеченской компании

Эту акцию по выманиванию и уничтожннию чеченских боевиков из Грозного в начале 2000 года тогдашний министр обороны РФ Игорь Сергеев, а также командующий одной из группировок федеральных сил Владимир Шаманов называли одной из основных операций в Чеченской кампании.

Как проходила «Охота»

Историк Чеченской кампании Николай Гродненский вкратце описал детали организации и проведения операции «Охота на волков», которую начали готовить в конце января 2000 года. К этому моменту стало ясно, что оставшиеся в Грозном боевики намереваются выходить из окруженной чеченской столицы. Армейские подразделения были переведены на особую боевую готовность, а разработкой самой «Охоты» занялась ФСБ и другие спецслужбы, под непосредственным руководством командующего федеральными силами в Чечне Виктора Казанцева.
Для мнимого коридора предполагалось отвести юго-восточный район Грозного с открытой местностью, устроили так, что подставной офицер ФСБ получил от боевиков за эту «услугу» 100 тысяч долларов. Предполагалось заманить бандитов в «мешок» и уничтожить. Разведка федералов донесла, что 30 января сепаратисты собираются выходить из Грозного через Заводской район, потом направятся на Алхан-Калу и через нее – в Гойты, в горные районы Чечни. Намеченный участок прорыва поначалу был испытан полевым командиром Арби Бараевым, затем через него прошли малые группы боевиков, которые федералы специально пропустили.
В ночь на 30 января из Заводского района чеченской столицы по беслесой равнине, параллельно руслу Сунжи, выдвинулась группа численностью порядка 3 тысяч человек, в ее составе были такие известные полевые командиры как Ахмед Закаев, Шамиль Басаев, Арби Бараев, Руслан Гелаев и другие. Боевики планировали добраться до леса у села Самашки. Оттуда они намеревались уйти в Ингушетию либо в горы Чечни.
По скоплению боевиков для «придания ускорения» их выходу из Грозного авиация и артиллерия федеральных войск нанесла массированные удары. Предполагаемый путь следования бандформирований был заминирован, на его протяжении оборудовали огневые позиции. На минах подорвались Леча Дудаев (племянник Джохара Дудаева, считавшийся у сепаратистов «мэром» Грозного), от полученных минно-взрывных ранений также погибли полевые командиры Исрапилов, Атгериев и Исмаилов. Шамиля Басаева и Ахмеда Закаева ранило, Басаеву впоследствии ампутировали ногу.
Часть боевиков попыталась прорваться по руслу Сунжи, где ее встретили перекрестным огнем федералы. Разбегавшиеся сепаратисты попадали на заминированные поля и подрывались. В районах сел Алхан-Кала, Ермоловское и Закан-Юрт федеральные войска взяли остатки бандформирований в «огненное кольцо», обстреливая их артиллерией и пулеметным огнем. В результате авиационных и артиллерийских ударов также уничтожили несколько десятков автомобилей, ожидавших боевиков у самашкинского леса.

Какими были потери

Подконтрольный чеченским сепаратистам интернет-ресурс «Кавказ-центр» сообщал, что в результате этого прорыва боевики потеряли убитыми всего 43 человека из 2970 моджахедов, выходивших из грозненского окружения. Удалось прорваться из кольца таким известным лидерам бандформирований как Шамиль Басаев, Руслан Гелаев и Ахмед Закаев. «Кавказ-центром» было заявлено, что в Грозном больше не осталось боевиков, и федералы, после выхода группы моджахедов только имитируют военные действия «в пустом городе».
Министр обороны РФ Игорь Сергеев назвал иные цифры потерь боевиков убитыми и пленными – порядка 1,5 тысячи человек.
По воспоминаниям Михаила Панькова, Героя России генерал-полковника, командовавшего во вторую Чеченскую кампанию группировкой внутренних войск в Северо-Кавказском регионе, после подведения итогов операции «Охота на волков» осталось много вопросов. В частности, до конца неясно, почему значительному количеству боевиков, в том числе, ваххабитов и наемников-арабов, все же «повезло» выйти из окружения и прорваться в Алхан-Калу. Впоследствии федералы потратили много сил на уничтожение этих групп. Как убежден Паньков, если бы боевиков полностью ликвидировали в ходе «Охоты на волков», ситуация во второй Чеченской кампании сложилась бы совершенно по-другому.