Если внимательно взглянуть на историю Олимпийского движения, то можно увидеть, что спортивные состязания, проходящие под его флагом, всегда или почти всегда оказывались связаны с политикой, а соперники России, просвещенные европейцы, не останавливались ни перед чем, чтобы достичь заветного пьедестала.
Не стала исключением и Олимпиада 1912 года, которая прошла в Стокгольме и на которой шведы прибегли к разным уловкам и даже к прямому унижению соперников.
Сами виноваты?
Как констатировал журнал «Русский спорт», подготовка спортсменов России не была поставлена на должный уровень. Олимпийский комитет страны не располагал данными о лучших спортсменах. Например, гимнаст Федор Забелин в журнале «Физкультура и спорт» в 1956 году жаловался, что об Олимпиаде 1912 года он с товарищами узнал только за полтора месяца до соревнований. При этом ни сам Забелин, ни его друзья-спортсмены – П. Кушников, С. Куликов, А. Ахун и Ф. Ясюков - не были лучшими в этом виде спорта. Зато команда по групповой гимнастике была укомплектована курсантами офицерской гимнастическо-фехтовальной школы, которые начали тренировки за полгода.
Футболист Василий Георгиевич Житарев вспоминал, что между Москвой и Петербургом в преддверии Олимпиады начались реальные «бои». Спортивные чиновники городов старались протащить в команду как можно больше «своих» игроков. Отборочные матчи выявили преимущество московских футболистов, однако Санкт-Петербург продолжал настаивать на своем преимуществе. Тогда московские чиновники поставили ультиматум, угрожая, что москвичи вообще не поедут защищать честь страны. Все это привело к значительному ослаблению команды.
В результате баталий в Стокгольм поехали 178 спортсменов, которые представляли почти все виды спорта.
Удивительная программа
В программу V Олимпийских игр были включены групповые и индивидуальные соревнования по гимнастике, конные состязания, бег на разные дистанции — от 100 метров до марафона, ходьба на 10 км, десятиборье, пятиборье, метание диска и метание копья с обеих рук, соревнования по парусному спорту, плавание, прыжки в воду, стрельба (в том числе по голубям!), теннис, фехтование и футбол.
Впервые в программу современных Олимпиад по инициативе активиста Олимпийского движения Пьера Кубертена вошли состязания «по искусствам». Сам барон Кубертен выступал в номинации «литература» с «Одой спорту» собственного сочинения и, конечно же, получил золотую медаль.
В остальных состязаниях хозяева Олимпиады шведы сделали все, чтобы занять пьедестал: не чурались засуживания, подыгрывали своим и ставили спортсменов в неравные условия.
Все уловки хороши?
Например, во время соревнования по стрельбе хлынул ливень, но никто и не подумал организовывать перерыв. Просто над спортсменами из Швеции быстро вырос навес, и они продолжили стрельбу в комфортных условиях, других же стрелков под навес не пустили. Результат получился ожидаемый: хозяевам Олимпиады досталось 17 медалей, из них 7 золотых и 6 серебряных.
Труднее всего пришлось российским борцам: борец Мартин Клейн (греко-римская борьба) для выхода в финал был вынужден провести восемь схваток, причем полуфинал длился 10 часов в жаркий солнечный день на черном ковре. На следующий же день Клейна заставили встретиться со шведским полуфиналистом Иоганссоном, у которого перед этим было только три схватки, и он не был сильно утомлен. В итоге Клейн шведу проиграл.
Впрочем, в борьбе пришлось несладко всем. Шведы быстро поняли, кто из спортсменов опасен, и старались свести в схватках равных соперников. А когда борцы не могли одолеть друг друга, объявляли побежденными обоих. Шведских борцов они ставили против заведомо слабых противников. Таким образом, сильные спортсмены выбыли из состязаний, а шведы без труда вышли в финал.
У российского гребца Гуго-Максимилиана Куузика «гостеприимные» шведы при транспортировке разбили лодку, заставив его выступать на чужой. На ней оказались неисправны весла, тем не менее Куузик сумел дойти до полуфинала. Спортсмен заявил протест, но на разбор жалобы шведские судьи не явились.
В результате 10 стран остались недовольны судейством и организацией соревнований и написали протесты, которые тем не менее не оказали никакого влияния на судейство. Среди этих стран были Россия, Германия, Англия, Франция, Италия и Австрия. Позже протесты были опубликованы в сборнике на 56 страницах и доведены до сведения Олимпийский комитетов всех стран-участниц.
В результате плохой подготовки и несправедливого судейства российская сборная сумела завоевать всего две серебряные и три бронзовые награды, а футбольная команда России, выбыв из основного турнира, в утешительном матче с Германией проиграла со счетом 0:16. До сих пор это поражение является для российских футболистов самым позорным.
Но самое большое унижение россияне пережили на закрытии игр. Откомандированный на игры журналист Иероним Ясиновский писал в книге «Роман моей жизни», что для российской команды дома была пошита форма военного образца. Однако перед «шествием народов» Правление стадиона неожиданно запретило надевать россиянам такую форму, мотивируя это тем, что «остальным будет неудобно». Русским пришлось срочно искать одежду «на торге». При этом найти хорошие вещи на рослых мужчин оказалось непросто.
Высокий и мускулистый знаменосец М. Раевский был вынужден надеть куртку, которая была ему коротка в рукавах, и ему пришлось их засучить. Другие шли в разноцветных полосатых куртках, являя собой странное зрелище. Зато финны – члены сборной России - выглядели рядом с русскими настоящими «соколами» – у них оказалась запасная командная одежда.
Рядом с поручиком Раевским шла финская девушка, которая несла знамя спортивной команды финнов, на котором красовались лев и латинский лозунг «В здоровом теле здоровый дух». Когда знаменосцы поравнялись с ложей шведского короля Густава V, из нее донесся окрик генерала Владимира Николаевича Воейкова, приказавшего убрать знамя финской команды, а девушке взять российское знамя. В результате Раевский забрал у девушки знамя финских спортсменов и передал ей знамя России. Девушка подержала его несколько секунд, а потом бросила на землю. Зал разразился овациями. Воейков встал и вышел из ложи.