Как Гитлер хотел воевать с США

Операцию «Пасториус» в 1942 году организовал Абвер (орган военной разведки и контрразведки Третьего рейха), в ответ на вступление в войну США 7 декабря 1941 года. Появление еще одного врага, да еще такого сильного, разумеется, серьезно напугало Гитлера и других главарей нацизма. Требовалось как-то нейтрализовать опасного противника. Но как? Достать территорию США ракетами было невозможно, даже знаменитые Фау-1 не были способны преодолеть океан. Поэтому было решено деморализовать противника ударами изнутри, с применением методов диверсий и террора.

Так возник план операции «Пасториус» — по имени немецкого поселенца, основавшего в XVII веке первую немецкую колонию на территории Северной Америки. Началось все в жанре шпионского детектива, продолжилось в лучших традициях комедии положений. Правда, закончилось все для большинства участников печально.

Подготовка к операции

Авторство проекта принадлежит капитану Абвера Рихарду Астеру и его ближайшему помощнику обер-лейтенанту Вальтеру Каппе. Каппе долгое время жил в США и считался среди нацистов большим специалистом по этой стране. Было предложено создать из немцев, имеющих опыт жизни в США, специальную террористическую группу, которая будет совершать диверсии в крупных городах страны, и тем самым деморализует противника.

Для этой цели на ферме недалеко от Бранденбурга спешно организовали разведшколу, в которой собрали 10 курсантов. Возглавлять операцию назначили Джорджа Даша – немца, выросшего в США и долго жившего там. Вторым по значимости лицом среди будущих диверсантов стал Эдвард Керлинг. Еще одной заметной фигурой был Эрнст Бургер. События показали, что собраны эти люди были, как говорится, едва ли не с улицы, и никаким данными для сложнейшей диверсионной работы не обладали. Немцам в этом случае напрочь изменила их хваленая аккуратность и пунктуальность.

Лучшие преподаватели разведшкол Абвера учили курсантов делать взрывные устройства из подручных средств, рассказывали, как можно застопорить или сильно замедлить работу двигателей на сложных производствах, как грамотно взорвать электростанцию или железнодорожное полотно. В задачи группы входило устроить взрыв на мосту Хелл-Гейт (Нью-Йорк), взорвать электростанцию на Ниагарском водопаде и водопровод Нью-Йорка. Предполагалось проводить диверсии на промышленных предприятиях и взрывать бомбы в магазинах, принадлежащих евреям.

У Даша был с собой носовой платок, на котором невидимыми чернилами были написаны адреса и имена граждан США, к которым можно было обратиться за помощью. Прочесть слова можно было лишь обработав платок парами нашатырного спирта. Разумеется, диверсантам были предоставлены американские документы, изрядная сумма денег – почти 100 тысяч долларов, и все необходимые для их деятельности материалы, включая взрывчатку, детонаторы и т.п. По прибытии на место диверсантам следовало затаиться, и лишь тщательно подготовившись, приступать к выполнению задания.

Как все прошло

На этом серьезная часть повествования о суперсекретной операции Абвера «Пасториус» завершается, и начинается «кино и немцы».

Доставить диверсантов в США должны были две подводные лодки, по одной группе на каждой. Лодки отплывали от берегов Франции. В Париже для героев, идущих на опасное задание, устроили прощальный обед. Один из героев к окончанию обеда надрался в баре, устроил там дебош и объявил, что он – супер-пупер секретный шпион, и едет в США! Другой герой ухитрился потерять в поезде, следующем к атлантическому побережью Франции, свои документы. Капитан подводной лодки, доставлявший к берегам США группу Даша, после того, как выполнил это задание, не стесняясь, рассказывал, что все диверсанты, как на подбор, оказались «законченными козлами», поскольку регулярно тырили у матросов их бифштексы.

Одна подводная лодка подошла к острову Лонг-Айленд близ устья реки Гудзон в ночь на 13 июня 1942 года. Неприятности начались с того, что лодка села на мель. Диверсантов доставили на берег в резиновой шлюпке. Матросы помогли им вытащить на берег ящики со снаряжением и отбыли в темноту. Отметим, что все диверсанты были в нацистской форме. Если бы их взял береговой патруль, они были бы признаны военнопленными, и не получили бы прямо на месте пулю, как шпионы. Однако, насчет патруля немцы беспокоились совершенно напрасно.

Когда они начали перетаскивать ящики и закапывать их в песок, к ним действительно приблизился сотрудник береговой охраны, совершавший обход с одним лишь фонариком. Оружия у парня не было. Он видел людей, которые говорили на немецком, видел, что они закапывают в песок какие-то ящики и даже заметил вблизи берега огни подводной лодки. Тем не менее, он поверил Дашу, сообщившему, что они – рыбаки, взял предложенные ему 300 долларов, и молча удалился.

Добравшись до своих, он все же сообщил офицерам береговой охраны, что видел ночью на берегу нечто подозрительное. От него отмахнулись. Однако через некоторое время все же отправили на берег патруль, каковой и обнаружил: пачки от немецких сигарет, пустую бутылку из-под немецкого же шнапса, мужские плавки немецкого производства, а также следы от волочения по песку тяжелых предметов, по которым без труда были обнаружены все «захоронки» диверсантов.

Тем временем, немцы, переодевшиеся в гражданскую одежду, уже ехали в поезде в сторону Манхеттена.

Вторая группа под руководством Керлинга без особых приключений высадилась в районе Флориды, и вскоре воссоединилась с первой.

Далее диверсанты, которым было велено первое время «сидеть тихо», радостно предались удовольствиям большого, богатого и мирного города. Бары, рестораны, бордели – всего этого парни были лишены в ведущей войну Германии. Пока они наверстывали упущенное, Даш и Бургер сговорились сдаться местным властям. Оказалось, что и тот, и другой не испытывают ни малейших симпатий к нацизму и очень не любят Гитлера.

Вначале Даш просто позвонил в управление ФБР. Он сообщил, что является немецким гражданином, прибывшим в США с диверсионными целями и готов передать важную информацию по этому поводу. Клерк, решил, что его разыгрывают  и просто повесил трубку.

Тем временем, до ФБР дошла, наконец-то информация о происшествии на берегу. Стало ясно, что дело и вправду серьезное. Но где искать диверсантов? Операция по их поимке могла стать весьма непростой и очень драматичной. Если бы не настойчивость Даша.

Он через несколько дней после телефонного звонка сам явился в штаб-квартиру ФБР и сумел добраться до заместителя директора бюро Лэдда. Тот сначала счел посетителя просто психом, но, когда Даш выложил на стол больше 80 тысяч долларов, понял, что рассказанное – не шутки, и действительно имеет отношение к происшествию в Лонг-Айленде.

Чем все кончилось

ФБР объявило поимку диверсантов результатом своей, блестяще проведенной операции. Даш и Бургер получили пожизненные сроки, остальные горе-диверсанты были приговорены к смертной казни на электрическом стуле.