Осталась несправедливость: какие «гештальты» не закрыты после Второй мировой

Вторая мировая война кардинально преобразила земной шар. Этот масштабный военный конфликт отразился на политике, экономике, культуре, общественной жизни. Учитывая масштаб, историки не могут сойтись во мнении – все ли итоги Второй мировой можно считать справедливыми или остались незакрытые «гештальты»?

Два полюса

Итогом войны стало разделение мира на сферы влияния. Основными «игроками» на мировой арене оказались Советский Союз и США. Каждое из этих государств старалось перекроить границы в свою пользу. Естественно, что хорошо для одних, плохо для других. Например, Япония до сих пор не может пережить, что Курильские острова навсегда отошли России. Не менее дискуссионным вопросом является образование на политической карте мира Израиля.

Разделяй и властвуй

Ещё одним неоднозначным решением можно считать строительство Берлинской стены. До сих пор доподлинно неизвестно, кому пришла в голову разделить таким образом один народ. По одной из версий, инициатором её строительства был Вальтер Ульбрихт, глава ГДР. Всё началось с колючей проволоки, после чего последовало строительство полноценной стены, которая на протяжении десятилетий разделяла единые некогда семьи.

Чей шедевр?

Вывоз культурных ценностей в военное время, а также в первые годы после капитуляции Германии, приобрёл ужасающий масштаб. Сегодня в России существует каталог утраченного, насчитывающий около миллиона позиций. Но и советские власти в XX веке вывезли с территории Германии немало уникальных произведений искусства. В настоящее время пытаются добиться возвращения собственности не только немцы, но и другие страны мира. Россия же не торопится расставаться с присвоенными предметами, так как это бы означало готовность к пересмотру итогов Второй мировой войны. Очевидно, что допустить этого просто нельзя.

Добро пожаловать обратно!

Следующий неоднозначный итог – репатриация сотен тысяч людей, которые вовсе не собирались возвращаться в Советский Союз. Вероятно, Иосиф Сталин таким образом планировал не позволить образоваться мощной оппозиции за пределами государства. На родной земле несогласных с действующей властью приструнить как-то проще. Так в СССР вернулись казаки, воевавшие в вермахте, коллаборационисты, пленные, бывшие заключённые. Так себе компания, конечно, но их нужно было держать в непосредственной близости.