public domain
«Остановите я выйду!»: зачем в самолёте стоп-кран

Исчерпывающий ответ на вопрос о наличии данного приспособления на борту самолета и его истинном назначении дает командир транспортника А. Романов. В интервью, данном Аргументам и Фактам, он рассказал, что в авиации стоп-кран не останавливает движение самолета, а экстренно или в штатном режиме перекрывает подачу топлива к одному или нескольким двигателям.

Устройство самолета

Подробное описание и назначение стоп-крана, расположенного в кабине пилотов, можно найти в учебнике Житомирского Г. И. «Конструкция самолетов». Издание предназначено для углубленного изучения устройства подачи топлива студентами авиационных специальностей.

Стоп-краны имеются на самолетах гражданской и военной авиации. Их количество соответствует числу двигателей. Конструкция имеет различный вид, выполняется в виде кнопок, тумблеров, рычагов.

Среди непрофессионалов ходят легенды о цвете стоп-кранов. Они уверяют доверчивых слушателей, что стоп-кран самолета всегда окрашен в цвет неба — голубой. В действительности тумблеры, отсекающие подачу топлива к силовым установкам, могут быть красными, серыми, металлическими и т. д.

Обычным пассажирам увидеть стоп-кран, а тем более воспользоваться им, не удастся. Устройство располагается в кабине самолета, часто закрыто защитным кожухом.

Задачи и функции стоп-крана

Не стоит проводить аналогию с поездом, где активация системы торможения приводит к остановке состава. В самолете стоп-кран входит в систему управления топливной аппаратурой. Пилот приводит в действие запирающий клапан при возникновении экстренной ситуации, связанной с возгоранием, разрушением топливной магистрали. По необходимости перекрывается подача горючего к одному или нескольким двигателям.

При срабатывании системы ничего трагического не происходит. Конструкция самолета позволяет планировать длительное время даже при неработающих двигателях. Обычно этого хватает, чтобы дотянуть до ближайшей посадочной полосы и совершить экстренную посадку.