Павел Грачёв: почему «лучшего министра обороны» прозвали Пашей-Мерседесом

Павел Сергеевич Грачев был самым известным и скандальным министром обороны РФ. Он занимал эту должность с 1992-го по 1996 год. Выходец из простой рабоче-крестьянской семьи (отец – слесарь, мать – доярка) прошел непростой путь к самой вершине власти и сделал многое для того, чтобы его на этом посту запомнили надолго.

Послужной список

Родился Павел Грачев в Тульской области в 1948 году. После школы окончил училище ВДВ в Рязани. Служил в разведывательной роте в Каунасе (Литва), затем на территории РФ. Заочно учился в Военной академии имени Фрунзе, которую окончил в 1981-м. Был направлен в Афганистан. За службу его удостоили "Золотой Звезды Героя". Затем он занимал различные командные должности.

С конца 1990 года в чине генерал-майора стал командующим ВДВ СССР. Через два месяца ему было присвоено более соответствующее занимаемой им должности звание генерал-лейтенанта. Во время военной службы Грачев зарекомендовал себя только с положительной стороны. Был неоднократно ранен, контужен, участвовал в испытаниях новой техники, совершил свыше 600 прыжков с парашютом и пр.

Действия Грачева во время путча

Во время августовских событий в Москве в 1991-м Павел Грачев сначала выполнял приказы ГКЧП. Под его командованием в столицу вошла и взяла под охрану главные объекты 106-я дивизия ВДВ. Это произошло 19 августа. Спустя два дня Грачев резко изменил свое мнение о происходящих событиях, высказал ГКЧП свое несогласие с силовыми методами захвата власти и перешел на сторону президента.

Он отдал приказ использовать «для защиты» Белого дома тяжелую бронетехнику и личный состав, находящийся под командованием Александра Лебедя. Позднее, в ходе следствия по делу ГКЧП, Грачев заявил, что не собирался отдавать приказ о штурме Белого дома. 23 августа президент назначил Павла Грачева первым замминистра обороны. Одновременно генерал-лейтенант был повышен в звании. С этого момента его карьера быстро пошла в гору.

На посту министра

В мае 1992-го Павел Сергеевич стал министром обороны РФ и получил звание генерала армии. Во время интервью корреспонденту газеты «Труд» Грачев признался, что не считал себя достойным такого высокого поста (опыта, дескать, маловато). Но Борис Ельцин его переубедил. Грачев сформировал кабинет военного ведомства, подобрав в него людей из числа служивших в Афганистане.

Министр выступал против быстрого вывода войск из Прибалтики, Средней Азии и Закавказья, справедливо полагая, что для военнослужащих сначала нужно создать условия на родине, а затем уже переводить их на новое место службы. Грачев стремился укрепить российскую армию, запретив образование политизированных организаций в ее рядах.

В период своего командования Грачев делал и противоречивые, даже странные шаги. Например, он приказал передать в распоряжение боевиков Дудаева чуть ли не половину вооружения армии РФ. Министр объяснил это тем, что нет возможности вывести оружие с захваченных дудаевцами территорий. Через пару лет из этих автоматов сепаратисты стреляли в русских солдат.

Отношение к Грачеву

Поначалу личность и действия Павла Сергеевича не вызывали особого недовольства. Но в 1993 году отношение оппозиции к министру резко изменилось. После октябрьских беспорядков в Москве Грачев наглядно продемонстрировал, что готов поднять армию против гражданского населения. Незадолго же до этого он заявлял прямо противоположное: армия не должна вмешиваться в решение внутриполитических конфликтов.

Грачев выступал против ввода войск в Чечню. За это его критиковали и Виктор Черномырдин, и сам Ельцин. При этом министр лично руководил боевыми действиями во время Чеченской войны, причем довольно неудачно. После нескольких сокрушительных поражений он вернулся в Москву.

Грачев подвергался критике за многие свои действия и высказывания. Например, в начале Чеченской войны он грозился навести порядок в республике за два часа силами одного парашютно-десантного полка, а на вопрос, сколько времени ему потребуется для подготовки, ответил: «Три дня».

В январе 1995 года Грачев сказал, что «восемнадцатилетние юноши» (российские солдаты) погибают в Чечне «с улыбкой».

В 1993-м, чтобы снять с себя ответственность в случае необходимости открывать огонь по Белому дому, он просил у Ельцина письменный приказ соответствующего содержания. После грозненских «успехов» Грачев стал выступать за постепенное сокращение армии и перевод ее на контрактную основу.

Скандалы

В 1997-м Павел Грачев был назначен советником гендиректора «Росвооружения». В следующем году – советником гендиректора компании «Рособоронэкспорт». В 2007-м Грачева уволили с последней должности в связи с «упразднением» поста.

Одним из самых громких скандалов, связанных с именем Грачева, стало дело о коррупции в высшем войсковом руководстве частей, расположенных на территории Германии. Это было в начале 1990-х. Александр Лебедь заявил, что Грачев причастен к махинациям и на добытые нечестных путем деньги приобрел за границей несколько "Мерседесов". По этому делу Грачев к ответственности привлечен не был, но и никак не оправдывался. Позднее в «Московском комсомольце» была опубликована обличительная статья на эту тему. В ней журналист назвал Павла Грачева «Пашей-Мерседесом». И это прозвище к министру приклеилось прочно. За «коррупционную тень», странные высказывания, а также очень резкие выступления против политических оппонентов Грачев заслужил недобрую славу.

В свое время на него даже пали подозрения в причастности к убийству журналиста Дмитрия Холодова. В 2001 году состоялся суд. Всех подсудимых (ими были офицеры 45-го полка ВДВ) оправдали, и преступление так и осталось нераскрытым.

Оценка Грачева

Многие считали Павла Сергеевича опытным военным, принесшим немалую пользу своей стране. Например, генерал-полковник Геннадий Трошев ставил в заслугу министру то, что тот не дал в 1990-е годы развалить армию. Президент Ельцин тоже был высокого мнения о личных и боевых качествах Грачева, называл его «лучшим министром обороны в истории России».

Но были люди, которые открыто критиковали его. Генерал Игорь Родионов как-то сказал, что Грачев стал министром, потому что вовремя выбрал «правильную сторону». Маршал Дмитрий Язов отмечал, что генерал руководствуется в своих поступках только расчетом и все у него замешано на цинизме. Он обвинял министра как раз в развале, а не спасении российской армии.