02/05/21

Письмо Зиновьева о «красной угрозе»: что с ним было не так

Геополитическое противостояние между Лондоном и Москвой имеет давнюю историю. Британские и российские спецслужбы продолжают борьбу за различные сферы влияния и в настоящее время. Достаточно вспомнить нашумевшее «дело Скрипалей», существенно осложнившее отношения между двумя странами. А между тем еще сто лет назад британская разведка инициировала не менее громкий скандал, имевший серьезные последствия. Речь идет о сфальсифицированном «письме Зиновьева».

Политическая ситуация

Правящая элита Великобритании никогда не была замечена в симпатиях к нашей стране. Впрочем, среди отечественных политиков англофилов тоже не наблюдалось. Взаимная неприязнь усилилась после Октябрьской революции 1917 года, и не только в силу идеологических причин.

Дело в том что руководство нового советского государства отказалось выплачивать английским финансистам долги царской России и Временного правительства, а также компенсировать британским гражданам имущество, национализированное в рамках перехода к социалистической экономике. С такими потерями капиталистам было смириться сложно.

Известный публицист, журналист-международник Леонид Млечин в своей книге «История внешней разведки. Карьеры и судьбы» (Москва, 2011 г.) писал, что надежда на улучшение отношений между официальным Лондоном и Москвой появилась в январе 1924 года, когда пост премьер-министра Великобритании занял лидер партии лейбористов Джеймс Рамсей Макдональд. Этот политик и ряд его сторонников вполне лояльно относились к стране Советов и допускали возможность экономического взаимодействия.

Новое социалистическое государство стремилось справиться с разрухой и голодом, к которым привели революция и Гражданская война, пыталось встать на рельсы индустриализации. В этой ситуации руководство СССР отчаянно нуждалось в кредитах, поэтому было готово пойти на уступки.

«Советское правительство выплачивает компенсацию английским владельцам российских ценных бумаг, аннулированных революцией, после чего британское правительство подписывает договор с Россией и заключает торговое соглашение. Вернув долги, Москва получает заем под гарантии британского правительства», – так Л.М. Млечин описал суть договоренности, достигнутой в ходе непростых двухсторонних консультаций.

Недовольство консерваторов

Разумеется, большинство английских политиков и финансистов – не только представители Консервативной партии, но и многие лейбористы – не одобряли экономическое сотрудничество с коммунистической Россией.

Доктор исторических наук, профессор Георгий Чернявский в книге «Жизненный путь Христиана Раковского. Европеизм и большевизм: неоконченная дуэль» (Москва, 2014 г.) отмечал, что полномочный представитель СССР в Великобритании (назначенный на должность в 1923 году) столкнулся с мощным сопротивлением английских политиков, не желавших сближения Лондона с Москвой. изучавший биографию   он отметил,

В 20-е годы ХХ века во многих европейских странах активно действовали коммунистические организации, получавшие поддержку СССР. Советское правительство еще лелеяло план мировой революции, которая должна была покончить с властью капиталистов. В таких условиях сама возможность переговоров между Великобританией и Советской Россией ставилась под сомнение.

«Заинтересованность, чтобы такой прецедент не возник, проявили деловые круги и связанные с ними государственные деятели Соединенных Штатов, превратившихся за годы мировой войны из должника европейских стран в мирового кредитора. Весьма отрицательно к договорам отнеслись правоконсервативные круги Великобритании и связанный с ними постоянный аппарат государственных органов, в частности Министерства иностранных дел», – к такому выводу пришел Г.И. Чернявский.

Скандал и досрочные выборы

25 июля 1924 года в газете Workers Weekly – официальном издании Компартии Великобритании – была опубликована статья заместителя редактора Джона Кэмпбелла «Открытое письмо вооруженным силам». В ней шотландский коммунист призвал британскую армию и полицию отказаться от выполнения приказов правительства, поддержать рабочих и совместными усилиями свергнуть капиталистический строй. За откровенное подстрекательство к вооруженному мятежу автор воззвания был арестован.

Впрочем, лейбористское правительство не хотело накалять и без того непростую ситуацию в обществе. И Джон Кэмпбелл вскоре вышел на свободу. Но это не устроило представителей Консервативной партии, требовавших строго наказать журналиста. Разгорелся политический скандал.

А тем временем Лондон и Москва окончательно утрясли все разногласия, и 8 августа 1924 года были подписаны общий и торговый договоры между Великобританией и СССР.

Консервативная оппозиция, не желавшая ратификации этих соглашений, воспользовалась скандалом, который спровоцировал Джон Кэмпбелл, и 14 сентября отправила правительство Джеймса Макдональда в отставку. Досрочные выборы были назначены на 29 октября.

Фальшивое письмо

За четыре дня до голосования, 25 октября 1924 года, в газете Daily Mail под кричащим заголовком о нависшей над Британией «красной угрозе» было опубликовано письмо, якобы подписанное 15 сентября председателем исполкома Коминтерна Григорием Зиновьевым. В нем видный советский политический деятель давал прямые инструкции британским соратникам по организации революционного восстания.

Английские коммунисты, согласно письму, должны были начать подрывную деятельность в армии и на флоте, заняться вербовкой на свою сторону представителей властных структур, подготовкой кадров к вооруженному противостоянию с капиталистами.

Млечин в своей книге приводит такую выдержку из письма: «Из вашего последнего отчета видно, что агитпропагандистская работа в армии поставлена слабо, во флоте немного лучше... Желательно иметь ячейки во всех частях войск, в частности в расквартированных в крупных центрах страны... Военная секция британской Компартии, насколько нам известно, также страдает от отсутствия спецов, будущих руководителей британской Компартии. Пора уже подумать о составлении такой группы, которая вместе с вождями могла бы составить в случае возникновения активной борьбы мозг военной организации партии».

Таким образом, газета Daily Mail предупредила своих читателей о том, что советское правительство готовит вооруженный мятеж в Великобритании, и обвинила лейбористов в сотрудничестве с явным врагом. Скандал получился грандиозный. Его сразу же подхватили другие английские издания, у консерваторов появился отличный козырь накануне выборов.

Лейбористы во главе с Джеймсом Макдональдом, хоть и усомнились в подлинности письма, просто не успели ничего предпринять.

Откровенная подделка

В СССР никто не сомневался в том, что «письмо Зиновьева» является фальшивкой.

Во-первых, подлинника этого послания никто не видел, а поступившая в прессу копия, несмотря на внешнюю правдоподобность, содержала ряд существенных ошибок. Например, даже должность Григория Зиновьева была указана неверно, его назвали председателем президиума исполкома Коминтерна, хотя он был просто председателем исполкома. Слово «президиум» здесь было лишним. Ошиблись фальсификаторы и с названием самой международной организации Коммунистический интернационал, именуя ее Третьим Коммунистическим интернационалом.

Во-вторых, письмо было датировано 15 сентября 1924 года, когда Григорий Зиновьев находился на лечении в Кисловодске. Политик отрицал свое авторство, утверждая, что он не имеет привычки в нерабочей обстановке, втайне от других членов исполкома Коминтерна подписывать какие-либо документы или послания иностранным товарищам.

В-третьих, кроме подписи Зиновьева на письме стояли автографы еще двоих партийных деятелей: представителя британских коммунистов Артура Макмануса и одного из сотрудников Коминтерна Отто Куусинена. Помимо того, что оба отрицали свое участие в написании письма, советские товарищи обратили внимание на еще одно явное несоответствие. Дело в том что Отто Вильгельмович всегда подписывался так - О.В. Куусинен, указывая оба инициала. А авторы фальшивки поставили лишь один инициал и фамилию - О. Куусинен.

Но все попытки советского правительства доказать, что «письмо Зиновьева» является фейком, после выборов уже ничего не значили. Немногие англичане понимали, что руководству СССР не было никакой нужды свергать лояльное правительство лейбористов, а тем более вести подрывную деятельность во время избирательной кампании.

Кто сфабриковал фальшивку

Советский разведчик Олег Царев, работавший в Великобритании в годы холодной войны, в книге «КГБ в Англии» (Москва, 1999 г.) аргументированно доказал, что фальшивое письмо было написано в Риге бывшим белогвардейским офицером Иваном Покровским по заданию представителя британской разведки, известного под псевдонимом капитан Блэк. Затем текст был передан в Берлин другому белоэмигранту – Владимиру Орлову, под руководством которого работала целая лаборатория по изготовлению поддельных документов. Ими бывший начальник разведки армии Врангеля, осевший в германской столице, активно снабжал сотрудников западных спецслужб. Не бесплатно, конечно.

Впоследствии Иван Покровский и таинственный капитан Блэк по совету начальства британской разведки эмигрировали в Латинскую Америку, подальше от возможных разоблачителей.

Впрочем, профессиональным изготовлением фальшивых документов в Берлине занимались несколько групп русских эмигрантов, поэтому некоторые исследователи говорят в своих работах, что автором «письма Зиновьева» мог являться и бывший белогвардеец Сергей Дружиловский, который был арестован сотрудниками НКВД в 1926 году после нелегального перехода советско-латвийской границы. Диверсанта расстреляли.

А вот организаторами этой провокации большинство специалистов считают известного британского политика Уинстона Черчилля и его друга разведчика Десмонда Мортона. Английский историк Джилл Беннет в своей книге «Секретный человек Черчилля» (Лондон, 2006 г.) уверждает, что именно Десмонд Мортон получил от своего рижского агента «письмо Зиновьева» и организовал его «утечку» в Daily Mail накануне выборов.

Последствия скандала

Нетрудно догадаться, что выборы 29 октября 1924 года с внушительным перевесом выиграли консерваторы. После подсчета голосов они получили 413 парламентских мест, лейбористы же смогли провести в Палату общин лишь 151 депутата. Пост премьер-министра занял Стэнли Болдуин, а министерство финансов возглавил вышеупомянутый Уинстон Черчилль, карьера которого с этого момента пошла в гору.

Британская политика сменила свой вектор с либерального на правоконсервативный. Договоры, подписанные лейбористским правительством Джеймса Макдональда, не были ратифицированы. А в глазах английских обывателей образ СССР приобрел вражеские черты. Впрочем, и многие граждане страны Советов пришли к выводу, что на британцев полагаться нельзя.