27/02/20

Почему афонские монахи поддерживали Гитлера

Иногда можно встретить такое выражение в рассказах о малоизвестном событии Второй мировой войны. Не вдаваясь в оценки, предложим на рассмотрение только факты отношений между монахами горы Афон и нацистским руководством.

Просьба к Гитлеру о защите Афона

В апреле 1941 года германские и болгарские войска вторглись в Грецию и оккупировали эту страну. Гора Афон ввиду своего географического положения осталась в стороне от военных действий. Но по их окончании на ней появились оккупационные войска.

Первоначально это были болгары. Болгарское правительство намеревалось присоединить гору Афон к Болгарии, выгнать оттуда всех греческих монахов и заселить на их место монахов болгарских. Болгары уже проделали это в двух греческих и одном сербском монастыре в Македонии. Насельники болгарского монастыря Зограф на Афоне даже передали болгарским офицерам часть библиотеки монастыря. В 1980-е годы правительство Греции вело с правительством Болгарии переговоры о реституции этих культурных ценностей. Информация об их результатах противоречива.

В условиях, когда большинству монастырей Афона грозила болгарская оккупация и разорение, Священный Кинот – правительственный совет монашеской республики, состоящий из представителей 20 монастырей – решил обратиться за покровительством непосредственно к Адольфу Гитлеру.

Послание было составлено старцем Гавриилом из Дионисийского монастыря и переведено на немецкий язык монахом Герасимом (Менагиасом) из того же монастыря. В нём утверждалось, в частности, что Святая Гора с IX века является отдельным независимым государством, чей суверенитет был неоднократно подтверждён международными договорами, в том числе Берлинским трактатом 1878 года.

«Целью и назначением подвизающихся во Святой Горе монахов – указывалось в послании – независимо от места их происхождения и национальности,… является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных её обителей,… аскетическая жизнь и непрестанная молитва о мире всего мира».

«Сохранение этого строя автономного монашеского государства» Священный Кинот просил Гитлера «взять под своё высокое покровительство и попечение». Послание было утверждено на заседании Священного Кинота 26 апреля 1941 года. Вместе с письмом был отправлен образ самого Гитлера, вырезанный на дереве монахом Арсением из скита Святой Анны, с надписью на греческом: «Адольф, великий царь».

Монашеская республика под протекторатом третьего рейха

Гора Афон была включена непосредственно в зону оккупации германских войск. Губернатором в Уранополис – город у подножия у Афона – был назначен учёный-византинист Дёльге. Болгарские войска были удалены со Святой Горы, и там размещены небольшие немецкие гарнизоны в Великой Лавре и в Вигле. При этом немецким солдатам было запрещено входить в храмы с оружием.

Кроме того, немцы заинтересовались культурными богатствами Афона. Святая Гора претендует на исключительное владение тайнами исихазма – медитативной практики, сложившейся в XIV веке. В августе 1941 года из Германии на Афон прибыла большая научная экспедиция. В её состав входили и лжеучёные-оккультисты из «Аненэрбе», и серьёзные исследователи – историки, археологи, византинисты, теологи, лингвисты. Гидом в их научных экскурсиях и изысканиях стал, по поручению Священного Кинота, русский монах Свято-Пантелеймонова монастыря отец Софроний Сахаров, лучше всех на Афоне владевший немецким языком. По итогам работы экспедиции в 1943 году в Мюнхене вышла толстая коллективная монография «Монашеское государство на горе Афон».

Молитвы за победу Германии

В июне 1942 года Святую Гору посетили корреспонденты немецкого информационного агентства DNB. Священный Кинот распространил через него своё заявление, в котором выразил благодарность Германии за её политику в отношении Афона. Священный Кинот также заявил о поддержке усилий Третьего рейха в войне с Советским Союзом. В заявлении, в частности, указывалось:

«С великим умилением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и её союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда приходят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь и снова звонят церковные колокола… Священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства – немецкого рейха и его союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие вождя рейха, и шлёт верующим в восточных областях [то есть на оккупированных территориях Советского Союза – Я.Б.] свои сердечные поздравления и искреннейшие пожелания добра».

Надо заметить, однако, что заявление афонских монахов не было чем-то из ряда вон выходящим в голосе православных церквей в Европе. Все они находились на оккупированной Германией и её сателлитами территории и выражали поддержку Третьему рейху. Болгарская и Румынская православные церкви были солидарны со своими правительствами, находившимися в союзных отношениях с Германией. Не отставали от них и иерархи Элладской церкви.

Так, митрополит Фессалоникский призывал возносить молитвы «за всех тех, кто с оружием в руках борется на Восточном фронте против безбожного большевизма и этим даёт возможность нам свободно исповедовать православную веру». Митрополит Флоринский Василий выражал «глубокую благодарность всего цивилизованного человечества вождю германского рейха». Митрополит Халкидский Ириней призывал Божье благословение на германское оружие. Константинопольский патриархат, находясь на нейтральной территории, не делал таких призывов. Но в храме Константинопольского патриархата в Берлине в 1941-1945 гг. каждый вечер служились молебны за «избавление России от богоборческой власти».