17/11/20

Почему брат главного «красного чеченца» стал главарем антисоветского восстания на Кавказе

В семье офицера царской армии Джемалдина Шерипова помимо дочери было шесть сыновей, каждый из которых прославил род на определённом поприще.

Хайдарбек и Назарбек обрели известность в театральной сфере, Заурбек и Данилбек заслужили почтение как публицисты. Однако для исследователей истории наиболее интересны личности двух других братьев: посвятившего себя революционной борьбе Асланбека и выбравшего стезю юриста Майрбека, чья деятельность на политической арене преследовала диаметрально противоположные цели.

Главный «красный чеченец»

Асланбек Шерипов, старший брат Майрбека, первоначально планировал пойти по стопам отца, в связи с чем, был определён в Петровский Полтавский кадетский корпус. Это начальное военно-учебное заведение, готовило подростков к службе в армии. Но в процессе обучения Асланбек разочаровался в сделанном выборе и вскоре перевёлся в Грозненское реальное училище.

После его окончания в 1917 году Асланбек Шерипов всецело увлёкся революционными идеями и начал стремительными темпами вовлекаться в большевистские структуры. Всего за один 1918 год он успел стать организатором первого в Чечне Совета в селе Гойты, делегатом II—V съездов народов Терской области, народным комиссаром по национальным делам Терской советской республики, а в декабре её наркомом.

Занимаясь в Гражданскую войну борьбой за установление советской власти на Северном Кавказе, Асланбек Шерипов по поручению Временного Чрезвычайного комиссара СНК РСФСР по Югу России Серго Орджоникидзе создал и возглавил чеченскую Красную Армию. С её помощью в августе-ноябре 1918 года была проведена успешная операция по обороне Грозного от войсковых подразделений белогвардейского генерала Антона Деникина.

В 1919 году главный «красный чеченец» взял на себя командование местными партизанскими отрядами, которые на стороне новой власти участвовали в боевых столкновениях против Вооружённых сил Юга России.

В этом же году 22-летний Асланбек Шерипов стал членом Российской коммунистической партии (большевиков), а 11 сентября погиб в слободе Воздвиженской, где его подразделения атаковали гарнизон всё того же Деникина.

Майрбек Шерипов

Майрбек Шерипов, которому на момент смерти старшего брата Асланбека было 14 лет, хоть с юных лет и вступил в ВКП (б), однако практически не скрывал своих антиреволюционных взглядов. Начав карьеру в качестве юриста, он довольно быстро продвигался по карьерной лестнице, а негативные высказывания в адрес правительства в 1938 году стали причиной его задержания. Но вопреки всему, арестованного по статье за антисоветскую пропаганду, да ещё и в годы Большого террора, Майрбека в 1939 году выпускают на свободу. Подобное снисхождение к его фигуре многие объясняли прямым родством оного с Асланбеком Шериповым, являвшимся для чеченских коммунистов примером для подражания.

Спустя короткий промежуток времени «непотопляемый» антисоветчик был восстановлен в партии, а к 1941 году уже занимал должность председателя республиканского Леспромсовета Чечено-Ингушской АССР.

«… навстречу Германии»

Существенные изменения в жизнь Майрбека Шерипова внесла начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война.

Будучи уверенным в победе нацисткой Германии над СССР, осенью 1941 года он решил перейти на нелегальное положение и начать вооружённую борьбу против ненавидимой им советской власти.

В своё оправдание Майрбек заявлял следующее: «Мой брат, Шерипов Асланбек, в 1917 году предвидел свержение царя, поэтому стал бороться на стороне большевиков, я тоже знаю, что Советской власти пришел конец, поэтому хочу идти навстречу Германии».

В итоге к ноябрю 1941 года ему удалось сформировать отряд сепаратистов, который несколько раз менял свои организационные формы и название. Первоначально он именовался «Обществом спасения горцев», потом трансформировался в «Союз освобожденных горцев», далее превратился в «Чечено-ингушский союз горских националистов», но в конечном итоге приобрёл вид «Чечено-горской национал-социалистической подпольной организации».

Обеспокоенные коллаборационистской деятельностью Майрбека Шерипова власти для его дискредитации начали распространять среди местного населения компрометирующую информацию.

Арестовав его сподвижников Байсаева и Хамзатова, чекисты в ходе допроса  сообщили им, что их задержанию способствовал сотрудничающий с органами госбезопасности Шерипов. Потом к этим двум фигурам привели на свидание жён, в надежде, что им станет известно о «заговорщике». План сработал, и вскоре «сарафанное радио» разнесло эту дезинформацию, отбив желание у многих горцев участвовать в антиправительственной деятельности Шерипова.

Смена тактики

Попав в непростую ситуацию, Майрбек Шерипов сменил тактику вербовки, прибегнув к помощи находившегося на нелегальном положении ещё с 1925 года муллы Джавотхана Муртазалиева, который был соратником погибшего Нажмудина Гоцинского – лидера контрреволюционного движения на Северном Кавказе.

Благодаря авторитету религиозного лидера к августу 1942 года вокруг антикоммунистических идей Шерипа объединились дезертиры, главари банд и уголовники с территории селения Дзумской Итум-Калинского района, а также Чеберлойского и Шатойского районов.

Нападения

Первым крупным населённым пунктом, подвергшимся вооружённому нападению со стороны отряда Майрбека, было селение Химой — районный центр Шатойского района.

Ворвавшиеся в него антисоветчики разрушили партийно-советские учреждения, имущество которых было разграблено сельчанами. Лёгкость, с которой 150 налётчиков овладели селением, объясняется сговором между Шериповым и Идрисом Алиевым. Последний, будучи начальником отдела по борьбе с бандитизмом НКВД Чечено-Ингушетии, но симпатизируя мятежникам, попросту вывел из Химоя располагавшийся в нём отряд НКВД.

Окрылённые успехом шериповцы, к которым стало примыкать всё больше  повстанцев, следующим объектом атаки выбрали райцентр Итум-Кале. 20 августа 1942 года 1500 бунтовщиков окружили местность, но небольшому гарнизону, на помощь которому подоспело подкрепление, удалось обратить захватчиков в бегство.

Желая усилить свои позиции в регионе, Майрбек Шерипов решил обратиться за поддержкой к Хасану Исраилову – видному представителю антисоветского движения в Чечне. Однако договориться с ним не удалось и 7 ноября 1942 года брат главного «красного чеченца» погиб в результате спецоперации сотрудников НКВД.