Кто хоть раз видел судно, стоящее на верфи или в сухом доке, наверняка обращал внимание на яркий красный цвет днища. Зачем красят корабли, в принципе понятно – это не просто эстетика, а практическая необходимость. Но почему выбран именно красный цвет?
Борьба с обрастанием
Практика окрашивания днищ кораблей с целью защиты от обрастания водорослями и моллюсками берет свое начало еще со времен деревянного судостроения. Такие суда в силу своей невысокой скорости были особенно уязвимы для обитающих в океане организмов: морских желудей, червей и водорослей. Поселяясь на днище и бортах корабля, они не только снижали его скорость и маневренность, но и разрушали древесину.
Хотя современные корабли изготавливаются из более прочных и долговечных материалов, проблема обрастания никуда не исчезла. Наросты на корпусе увеличивают сопротивление воды, что приводит к снижению скорости и увеличению расхода топлива. Поэтому противообрастающие краски остаются неотъемлемой частью судостроения.
Химия цвета
Основным действующим веществом первых противообрастающих красок была закись меди, которая является токсичной для морских организмов. Именно она и придавала краске характерный красный оттенок. Сам же красный цвет не обладает какими-либо уникальными защитными свойствами.
С развитием технологий, стали доступны противообрастающие краски других цветов, сохраняющие свои защитные свойства. Так что сегодня использование именно красной краски – скорее дань традициям. К тому же она не требует добавления особых красителей, а потому сравнительно проста и дешева в производстве.
Современная необходимость
Но так ли необходима окрашивание металлическим судам? На самом деле да, так как они все равно не защищены от обрастания. К тому же, несмотря на новые технологии и возросшие скорости, сухогрузы и контейнеровозы движутся относительно медленно. Кроме того, чем больше площадь поверхности судна, тем большее сопротивление воды оно испытывает, и тем сильнее влияние обрастания.