07/11/21
ФОТО: Метелица Сергей

Почему организатор концертов Владимира Высоцкого угрожал взорвать его вместе с «Мерседесом»

Мухарбек Абаев был одним из организаторов удмурдских гастролей Владимира Высоцкого. Однако совместная работа их не объединила, а развела. Абаев был так возмущен произошедшим, что через друзей передавал Высоцкому сообщения весьма угрожающего содержания.

«Ижевское дело»

Историк Валерий Перевозчиков, автор книги «Неизвестный Высоцкий», утверждает, что Владимир Высоцкий, как и многие советские артисты (Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Геннадий Хазанов, Валентина Толкунова), имел очень низкие концертные ставки. Долгие годы ставка Высоцкого составляла 11 рублей 50 копеек. Впоследствии она была повышена до 19 рублей. За сольный концерт из двух отделений Владимир Семенович получал 112 рублей. Неудивительно, что большинству гастролеров помогали подзаработать администраторы, несмотря на то, что за «левые» деньги тогда можно было получить судимость и отправиться в места не столь отдаленные.

Одним из наиболее популярных администраторов был Василий Кондаков, который, в том числе организовывал гастроли Высоцкого в Удмуртии весной 1979 года. Осенью того же 1979 года Кондаков и ряд других администраторов, включая Мухарбека Абаева, занимавшихся удмуртскими концертами Владимира Семеновича, были арестованы. Абаев на следствии свидетельствовал: «Это было 30 апреля сего года. К Высоцкому толпились девушки за автографами. Нам пришлось подождать... Мы с Янкловичем (актер, друг Высоцкого) зашли к Высоцкому вдвоем. Здесь я в присутствии Янкловича передал ему сверток с 5000 рублей». Так разворачивалось расследование дела, которое в истории осталось под названием «ижевское».

Возмущение подсудимых

В мае-июле 1980 года в Ижевске состоялись судебные заседания по поводу незаконных концертных отчислений. Председательствовавший на процессе судья Верховного суда УАССР Иван Тюрин рассказывал о том, что главной проблемой «ижевского дела» стало то, что знаменитых артистов и деятелей культуры никак не удавалось доставить в суд. Хазанов просто не приехал, Толкунова сослалась на гастроли, а Высоцкий сказался больным. Биограф Федор Раззаков утверждает, что Владимир Семенович в это время вообще улетел в Венецию, где его жена Марина Влади снималась в очередном фильме. Правда, по словам Раззакова, в Ижевск вместо себя бард отправил певца и актера Николая Тамразова и адвоката Генриха Падву.

Находившиеся на скамье подсудимых администраторы были крайне возмущены таким положением вещей. Упомянутый ранее Мухарбек Абаев прокричал Тамразову: «Передайте Высоцкому, чтобы башли (деньги) привез сюда! А то я выйду и взорву его вместе с его «Мерседесом»!». У Владимира Семеновича действительно был автомобиль этой марки, что вызывало, по всей видимости, огромную зависть у его окружения. Однако Раззаков считает, что понять кричавшего можно. Складывалось впечатление, что у Высоцкого имелись высокие покровители во властных структурах, которые его «крышевали», а в суде отдувались так называемые «стрелочники».

Причины «неприкасаемости» Высоцкого и итоги дела

Эпизодов в биографии Владимира Высоцкого, косвенно подтверждавших, что тот пользовался покровительством сильных мира сего, предостаточно. Артист, как известно, много раз бывал за границей и далеко не всегда вывозил исключительно разрешенные вещи. Так, таможенники «пропустили» его за кордон с соболиными шкурками, вывоз которых был строго запрещен. Да и судья Иван Тюрин, выносивший приговоры участникам «ижевского дела», не скрывал, что высокопоставленные партийные работники из Москвы дали установку – проводить процесс без звезд эстрады. В качестве своеобразной острастки решено было, что знаменитости лишь должны вернуть государству «левые» гонорары.

В результате 10 обвиняемых были приговорены к различным срокам лишения свободы - от 3 до 10 лет. Как пишет в своей книге «Самоубийство Владимира Высоцкого. "Он умер от себя"» Борис Соколов, Василий Кондаков, получивший 10 лет усиленного режима, умер в заключении в 1988 году. Что стало с Мухарбеком Абаевым неизвестно. Однако некоторые современные биографы и историки склоняются к тому, что Абаев зря так распалялся в адрес Владимира Высоцкого. В 1980 году над Высоцким тоже нависла вполне реальная угроза. Певица Татьяна Анциферова, которая также побывала на допросе, рассказывала, что следователь говорил ей о готовящемся аресте Высоцкого. Планировалось посадить барда за решетку в июле 1980 года, но именно тогда он и ушел из жизни.