«Антихриста» в России ждали давно. Французский император Наполеон Бонапарт, посягнувший на рубеже XVIII и XIX веков на владение всем миром, стал идеальной мишенью для общественной пропаганды православной, католической и даже протестантских церквей.
Святейший Синод: «Наполеон - Лжемессия»
Всё началось с обвинения Наполеона в безбожии, выдвинутого российскими идеологами и принятое Русской Православной Церковью. Производным от этого стал вывод о том, что Наполеон и есть «воплощение сил зла» или «антихрист». Противостояние России и Франции официальная пропаганда трактовала как «священную войну», как борьбу против врага христиан и имени Христова.
В 1806 году Святейший Синод РПЦ издал манифест. Наполеона называли в нём «неистовым врагом мира и благословенной тишины» и обвиняли в ужасных дерзостях: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой. Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Синод отметил и другое непростительное злодеяния Бонапарта:
«И теперь помышляет он соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».
Загадка числа 42
После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали Стих 5 из «Апокалипсиса»:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца».
Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона. В 1812 году ему уже было 43, поэтому одни толкователи прочили ему скорое падение, а другие исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией.
Сатанинское начало Наполеона
В 1808 году в Севилье появился так называемый «Гражданский катехизис», переведённый на русский язык в журнале «Сын Отечества» в 1812 году. В нём давались весьма нетривиальные характеристики Бонапарта.
Авторы катехизиса говорили о двух началах и даже «естествах» Наполеона: «сатанинском и человеческом», а также о том, что великий полководец происходил «от ада и греха».
Возможно испанский автор читал синодальное обращение, но независимых друг от друга течениях мысли, связанных с общехристианским восприятием правителя, посягнувшего на мировое господство.
И протестанты туда же!
Протестанты, особенно проживавшие в России, тоже активно поддержали миф отождествления Наполеона с Антихристом. Профессор библейской экзегетики и восточных языков Вильгельм Гецель приводил свои исчисления, согласно которым в имени императора Наполеона (по-французски - L'empereur Napoleon) содержалась цифра 666 - зверя из Апокалипсиса: «Здесь премудрость. Кто имеет ум, сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
Слова Апокалипсиса о звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, понимали как указание на семь королей, поставленных Наполеоном (неаполитанский, вестфальский, вюртембергский, саксонский, голландский, испанский, баварский). Десятью рогов, по мнению Гецеля, символизировали народы, попавшие под власть Наполеона (австрийский, прусский, саксонский, баварский, вюртембергский, вестфальский, итальянский, испанский, португальский, польский).
Не признавшие «антихриста»
Интересно, что несмотря на то, дворянство и армия поддерживали версию официальной пропаганды, староверы не признали в великом французе «антихриста».
Видимо, они помнили, что Наполеон покончил с антирелигиозной политикой Конвента и Директории и не подписал в 1801 году конкордат с папой Пием VII, по которому отменялось отделение Церкви от государства, ей возвращались неотчужденные церковные здания, а священнослужители стали получать жалование от правительства.