22/11/20
х/ф

Почему территорию военных действий называют театром

Под театром военных действий подразумевается территория, где разворачиваются в данный момент или будут происходить военные действия. Почему для кровопролитных боев на суше, воде и в воздухе выбран столь романтический термин?

Хлеба и зрелищ

Слово «театр» имеет греческие корни и дословно обозначает то место, где происходит некое зрелище. Оно в равной степени применялось к театрализованным и спортивным мероприятиям, включая гладиаторские бои, а впоследствии даже столь странное «развлечение», как наблюдение за препарированием трупов, стало называться анатомическим театром.

Советский культуролог Юрий Лотман в своих «Беседах о русской культуре» исследовал театрализацию обыденной жизни. Он акцентировал внимание на том, как в XIX веке повсеместно вошли в моду домашние театры и маскарады, яркость которых стала проникать в повседневную жизнь. Лотман писал, как сценичность покидает театр и подчиняет себе жизнь, что наглядно демонстрирует наполеоновская эпоха.

Большая доля театральности содержалась не только в светских салонах, но и на поле боя. Даже такие писатели, как Проспер Мериме, Стендаль и Лев Толстой романтизировали войну в своих произведениях, показывая ее не более чем театральной постановкой.

Окончательно термин закрепила Гаагская конвенция, хотя она дала два определения – «театр войны» и «театр военных действий». Первый подразумевает всю территорию воюющих государств, включая сушу, водное и воздушное пространство, где потенциально могут вестись военные действия. А театр военных действий включает в себя ту территорию, где вооруженные силы фактически вели военные действия. Таким образом, театр войны может включать в себя несколько театров военных действий.

Эстетика или практичность?

Действительно, если обратиться к внешнему облику французской армии, она поражает своей красотой: кипельно-белые мундиры кадрового состава и ярко-синие – у добровольческих отрядов, головные уборы с плюмажами и трехцветными кокардами. Сам же Наполеон предпочитал одежду скромную и неброскую, позиционируя себя как режиссера этого действа.

П. Канник оправдывает столько яркие краски солдат в своей работе «Военная униформа: Все страны мира». Времена того же Наполеона не могли похвастаться техническими достижениями, в том числе дальнобойным оружием и бездымными пушками. Таким образом, с одной стороны, разряженный солдат не опасался быть замеченным врагом и быть убитым с большого расстояния. Если современная армия предпочитает незаметный камуфляж в качестве защиты от оптической винтовки, то при дальности попадания французского ружья в 60 метров шанс погибнуть в штыковой атаке был в разы больше.

С другой стороны, после пушечного залпа над полем боя еще долго витал настолько плотный дым, что только по ярким пятнам мундиров военачальники и могли угадать расположение своей армии. Сюда же следует отнести и отсутствие в армии каких-либо средств связи, кроме гонцов и голубей. И снова яркость каждого отряда служила залогом управляемости всего войска.

Поэтому буйство красок на знаменах и одежде, разномастные лошади в разных полках и полевые оркестры – весь этот праздничный театр имел, помимо эстетического, еще и сугубо практическое назначение.

Сейчас термин «театр боевых действий» изучается и контролируется международным гуманитарным правом, включая ряд ограничений и даже запретов. Тогда как наши предки старались даже в войну привнести светскую элегантность...