25/12/21

«Почти арийцы»: какие народы СССР немцы считали «своими»

Расовая идеология германского национал-социализма была очень запутанной и строилась на конъюнктурных соображениях. Особенно это касалось того, какие народы следовало считать «истинными арийцами».

Происхождение

Термин «арии» взят из санскрита и языка древнеиндийских священных книг «Вед», где это название носят народы, завоевавшие полуостров Индостан в 1 тысячелетии до н. э. В начале XIX века лингвисты назвали словом «арийская» всю обширную семью народов, которую сейчас принято называть индоевропейской. В середине XIX века французский теоретик Жозеф Гобино в своих построениях расовой теории обозначил светловолосый тип северных европеоидов «арийской расой». При этом «арийская раса» была для него синонимом «нордической расы», хотя древние индоарии не имели к последней никакого отношения. В таком же смысле стали поначалу употреблять это выражение и германские нацисты.

В качестве одного из источников нацистской расовой доктрины часто указывают на теорию немецкого антрополога начала 20 века, Ганса Гюнтера. Однако он не использовал термин «арийская раса». Что касается «нордической расы», то она для него не отождествлялась с какой-то национальностью. Так, в работе «Краткая расология Европы» (1925) Гюнтер отмечал, что наивысшую долю людей нордической расы имеют скандинавы (75—80%) и жители Британских островов (55—60%). Среди немцев он оценивал число «нордиков» в 50—55%, среди французов — в 25%, итальянцев — 15%. Русских (великороссов) Гюнтер считал на 35—40% принадлежащими к нордической расе — в большей степени, чем любой другой славянский народ. При этом Гюнтер утверждал, однако, что у большинства славян светлый тип имеет иное, не нордическое происхождение, и отделял от «нордиков» так называемый «восточно-балтийский тип».

Кто с Германией, тот и ариец

Нацисты, спекулируя понятиями «ариец», «нордический», полностью оторвали их от какого бы то ни было лингвистического и антропологического содержания. Складывавшиеся геополитические блоки побуждали руководство Третьего рейха находить «обоснование» для включения в число «арийских народов», например, финнов, венгров и японцев, и в то же время исключать из них поляков и русских. Цыгане, хоть и являлись единственным в Европе народом собственно арийской группы (индоарийской), были объявлены подлежащими уничтожению.

Поскольку первым союзником Третьего рейха в Европе стала Италия, Гитлер объявил итальянцев также «истинными арийцами», как и немцев. Сближение с Японией вынудило найти какое-то обоснование этому в «арийской доктрине»: японцы были объявлены «арийцами по духу» или «высшей расой среди азиатов». Так как Венгрия стала союзником гитлеровской Германии, к «арийцам» были причислены венгры, хотя их язык и принадлежит к уральской семье.

В отношении славян была двойственность. Союзниками Третьего рейха были Словакия, Хорватия, Болгария. Очевидно, это были «арийские страны». Одновременно с этим чехи считались низшими в расовом отношении по сравнению с немцами, но пригодными к ассимиляции. Русские, поляки и украинцы считались однозначно низшими, подлежащими сегрегации и переселению. Правда, бывший российский подданный Альфред Розенберг, рейхсминистр «восточных территорий», пытался придать украинцам статус «арийского народа», но не встретил поддержки у других нацистских бонз.

Нацисты все-таки постарались привлечь к своей политике «нордические» страны Северной Европы, независимо от реальных противоречий. Скандинавы, голландцы, англичане был объявлены в расовом отношении полностью равноценными немцам. Это помогло привлечь какую-то часть голландцев, норвежцев, датчан, фламандцев в СС и вермахт. Подобный опыт на территории Великобритании нацистам поставить не удалось по известным причинам, а среди военнопленных британцев коллаборационистами стали одиночки. Политика нацистов в оккупированной Франции тоже характеризовалась попытками заинтересовать часть населения в «строительстве новой Европы», несмотря на «низкий процент нордической крови».

В общем и целом, в Западной Европе «расовые» соображения лишь задним числом обосновывали политические шаги гитлеровцев, продиктованные сиюминутным прагматическим расчетом. Исключение составляли действия, направленные на уничтожение априори «расово неполноценных» евреев и цыган.

В СССР

В Восточной Европе нацисты не считали нужным задабривать население, за исключением отдельных народов. Как уже сказано, не только русские и поляки, но и украинцы считались людьми второго сорта. Однако в 1942 году, усилиями Розенберга и рейсфюрера СС Генриха Гиммлера, к «арийцам», в целях завоевания опоры в оккупированных областях, были причислены казаки. Последних официально объявили «потомками германцев — готов».

В Прибалтике к «арийцам» были причислены не только литовцы и латыши, но также эстонцы, финны и карелы, хотя те принадлежали не к индоевропейской, а к уральской лингвистической семье. При этом право литовцев, латышей и эстонцев на создание собственных государств так и не было признано.

Особой причудливостью была отмечена «расовая политика» нацистов на юге СССР. Здесь «арийцами» считались те народы, на традиционную неприязнь которых к Российской империи оккупанты рассчитывали опереться. Это были: крымские татары (как о том рассказывал в своих мемуарах фельдмаршал Эрих фон Манштейн), тюркские народы — карачаевцы и балкарцы, чеченцы и ингуши, а также, что совсем парадоксально, родственные монголам калмыки (о чем сообщал Йоахим Хоффманн в книге «Калмыки и немцы, 1942—45»).

Впрочем, к монгольским народам, исповедующим буддизм, нацисты почему-то относились с большим пиететом — возможно, из-за того, что сами взяли себе древний буддийский символ, свастику. Единство символа надо было как-то объяснить.

Между тем единственными на Кавказе народами арийской (иранской) группы являются осетины, курды и таты. Однако осетины оставались в целом лояльными СССР, как прежде — Российской империи, и на их восстание у нацистов не было никаких шансов. Таты — по вероисповеданию иудеи, а следовательно, нацисты готовили им геноцид. Про курдов они вообще не имели понятия. Так что на Кавказе слова гитлеровцев о поддержке ими «истинных арийцев» были абсурдом более, чем где бы то ни было.

Но когда правители Третьего рейха рассчитывали разжечь восстание в советском Закавказье, то мотивы «арийского родства» зазвучали в пропаганде, обращенной к грузинам, азербайджанцам и армянам, из которых только армяне являются индоевропейцами по языку. В целом понятия «ариец», «арийская раса» были у нацистов подчинены политическим целям, а не определяли оные.