07/07/22

«Получил награду от Гитлера и сбил Хартмана»: что не так с подвигами советского аса Ивана Фёдорова

Герой Советского Союза лётчик Иван Фёдоров скончался в 2011 году в возрасте 97 лет. Малоизвестный в СССР, в XXI веке Фёдоров нередко упоминается в одном ряду с такими прославленными «сталинскими соколами» Великой Отечественной войны, как Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. Правда, рассказы Фёдорова о своей жизни настолько поразительны, что не все готовы им поверить – скептики даже сравнивают советского лётчика с бароном Мюнхгаузеном.

Жизнь аса

Биография Ивана Фёдорова известна преимущественно с его собственных слов. Уроженец донской станицы Каменской, в детстве Фёдоров беспризорничал. Работать он начал в подростковом возрасте, изучил профессию машиниста маневрового паровоза. Но на железной дороге юноша не задержался – увидев однажды самолёт, он буквально «влюбился» в крылатую машину, и при первой же возможности поступил в школу пилотов в Луганске.

В возрасте 22 лет лётчик отправился в Испанию, где в 1936 году разразилась гражданская война между фашистами и республиканцами. Испанцы прозвали Фёдорова Diablo Rojo («Красный дьявол»). По словам аса, он подбил 24 вражеских самолёта и дважды таранил Messerschmitt Bf 109. За это Фёдоров даже удостоился поцелуя от генерального секретаря компартии Испании Долорес Ибаррури.

Отличился Фёдоров и на фронтах Великой Отечественной войны. С 12 августа по 7 сентября 1942 года он командовал штрафной группой пилотов ВВС РККА. Затем лётчика ставили во главе 157-го истребительного авиаполка и 273-й истребительной авиадивизии.

Фёдорова называют автором такой безумной фигуры пилотажа, как «большой королевский разворот»: самолёт взмывал сначала вверх, затем нырял вниз и опять вверх, расстреливая при этом врагов. Лётчик утверждал, что именно он подбил лучшего аса-«охотника» Люфтваффе Эриха Хартманна. А в общей сложности, по словам Фёдорова, он сбил то ли 134, то ли 148 самолётов. Это более чем в два раза превышает официальный результат самого результативного авиатора антигитлеровской коалиции – Ивана Кожедуба, который в годы Великой Отечественной войны одержал 64 воздушные победы.

На самом деле только некоторые из подвигов Ивана Фёдорова подтверждаются общедоступными документами. В частности, в наградном листе к ордену Александра Невского сообщается: «В период командования группой штрафников на Калининском фронте лично совершил 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 3 Ю-88, 1 ДО-219, 6 Ме-109Ф, и в паре с ведомым сбил 1 Ме-109Ф, лично подбил 1 Ме-109Ф и 2 Ю-88».

По данным документов, Фёдоров совершил 264 боевых вылета и одержал 13 воздушных побед. Герои Советского Союза Степан Микоян и Александр Щербаков, ссылаясь на личное дело Фёдорова, называли ещё меньшие цифры – 114 боевых вылетов и 12 подбитых самолётов за всю войну.

После войны Фёдоров продолжил службу у качестве лётчика-испытателя. В 1948 году он получил на этом поприще звезду Героя, сумев на реактивном истребителе Ла-168 разогнаться до скорости звука.

Далее в судьбу Фёдорова вошла Корея, куда в 1951 году лётчик якобы возил самого Лаврентия Берию. В небе над Корейским полуостровом Фёдоров, как он уверял, сбил десятки американских самолётов. Авиатор был уволен в запас в 1954 году, впоследствии работал в МИДе СССР.

Железный крест под каблуком

У тех, кто полагает, что часть своей биографии ветеран советских ВВС попросту выдумал, больше всего вопросов вызывает поездка Фёдорова в нацистскую Германию в мае 1941 года. Демонстрируя дружественные намерения, немцы разрешили русским опробовать ещё не до конца испытанный скоростной истребитель Heinkel He 100. Фёдоров не только справился с управлением, но и показал на самолёте фигуры высшего пилотажа. Увиденное сильно впечатлило бонз Третьего рейха, присутствовавших на лётном поле. 14 июня 1941 года, за восемь дней до начала операции «Барбаросса», Адольф Гитлер удостоил советского аса Железным крестом с дубовыми листьями. Но Фёдоров поступил с наградой весьма дерзко, прибив её к подошве каблука. «Вот где носят немецкие ордена у нас в России!» – сказал он своим спутникам.

Отметим, что официально советская авиаделегация состояла из лётчиков Супруна, Стефановского и Викторова. Фёдоров мог «позаимствовать» рассказ о пребывании в Германии из биографии Степана Супруна. Его блестящий пробный вылет на Heinkel He 100 описан в мемуарах министра металлургической промышленности СССР Ивана Тевосяна.

Скандал в Кремле

Другой спорный вопрос биографии Фёдорова – почему такой выдающийся ас получил звезду Героя Советского Союза лишь после войны. Сам Фёдоров рассказывал, что впервые его должны были наградить ещё в 1938 году по возвращении из Испании. Лётчика вызвали в Кремль на торжественный банкет. Но там Фёдоров ввязался в драку с пьяным чекистом, который стал «задирать» его друга – пилота Бориса Туржанского. Спасая товарища, оказавшегося на мушке пистолета, Фёдоров разбил хрустальную люстру в Кремле. После этого документы о награждении немедленно отозвали.

В 1944 году Фёдоров подал документы на присуждение звезды Героя за уничтожение 10 бомбардировщиков и пяти истребителей. Но командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант Сергей Руденко дал на это следующий отзыв: «Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги...»

В сталинскую эпоху подобное могло быть расценено по-всякому, вплоть до лишения погон и отправки в ГУЛАГ. Но Фёдоров продолжил вполне успешную карьеру в ВВС.

Так кем же всё-таки был Иван Фёдоров: глубоко засекреченным русским героем, чьи заслуги по разным причинам скрывались властями? Или же просто довольно неплохим лётчиком, которого «бес тщеславия» ткнул в ребро на старости лет? Возможно, когда-нибудь архивные изыскания историков позволят ответить на этот  вопрос со всей определённостью.