17/11/21

Последний рейс «Чукчи»: кто на самом деле потопил советский корабль

Грузовой пароход, о котором пойдет речь, был построен в 1920 году в американском городке Уайандотт, штат Мичиган, на верфи Detroit Shipbuilding Co. Когда его спустили на воду, он получил имя Lake Fandon. Валовая вместимость судна составляла 2 674 брутто-регистровых тонн. Это был быстрый и мощный пароход длиной в 77 метров, снабженный двигателями в 1500 лошадиных сил. Максимальная скорость судна составляла 10 узлов, а в экипаж, обслуживавший пароход, должно было входить не менее 54 человек.

Через 10 лет пароход был куплен в Нью-Йорке представителями Наркомата внешней торговли для Дальнего Востока. В Советской России пароход назвали «Чукча» и до 1932 года использовали как плавзавод по производству консервов. В 1932 году пароход перевели в Рабоче-Крестьянский Красный Флот как гидрографическое судно и спустя три года зачислили в гидрографический отдел Тихокеанского флота.

Как пишет в работе «Ушедшие в вечность» капитан I ранга в отставке Александр Иванович Груздев, «Чукчу» использовали для доставки катеров в дальние районы Крайнего Севера и, для исследования гидрологической обстановки на переходах Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Пароход принимал участие в картографировании побережья Берингова моря от банки Карага до мыса Дежнева, а с 1934 по 1936 гг. исследовал течения на северо-западе Японского моря. Работу судна прервала начавшаяся война с Германией.

Все картографические суда на Дальнем Востоке были переоборудованы в минные заградители и в сторожевые корабли. «Чукча» стал военным транспортом в составе отдела вспомогательных судов флота. В 1943 году пароход поставили под командование старшего лейтенанта Алексея Кузьмича Статовского, выпускника Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, которому было 28 лет.

Кроме него, на пароходе несли службу еще 7 офицеров-военнослужащих и 47 вольнонаемных членов экипажа. А в ту ночь, когда судно пропало, на борту находились еще трое офицеров, сопровождавших груз.

В свой последний опасный рейс «Чукча» вышел в из бухты Тетюхе 25 мая 1943 года в 10:45. На борту находились авиатопливо, 252 мины, взрыватели, глубинные бомбы и пиломатериал. Груз следовало доставить в Петропавловск-Камчатский на военно-морскую базу.

Обстановка была опасной. С 12 мая по 16 августа 1943 года армия США решила взять под контроль три острова, среди которых были захваченные японцами Атту и Кыской. Против врага американцы задействовали 40 00 солдат, 100 военных кораблей и 263 самолета. Им противостояли 8 500 японских военнослужащих и 20 истребителей.

Чтобы не пропустить к островам подкрепление, американцы блокировали все проливы и прилегающие острова, включая Курильскую гряду.

Остров Атту был взят 31 мая, после уничтожения 2500 японских солдат.

Через эти опасные воды капитан Статовский и должен был провести почти беззащитный транспорт. «Чукча»должен был пройти через пролив Лаперуза между Сахалином и Японией в Охотское море, а затем через Четвертый Куриль¤ский пролив в океан и достичь Камчатки. Погода была хорошей, а акватория Охотского моря – чистой от льда.

Так как СССР не воевал с Японией, Страна Восходящего Солнца была извещена о маршруте и времени следования парохода.

Пока «Чукча» находился в Японском и в Охотском морях, судно регулярно выходило на связь, в последний раз капитан связался с командованием, когда «Чукча» находился в 130 милях северо-западнее Урупа. Но как только судно приблизилось к Четвертому Курильскому проливу, связь прервалась.

О том, что судно исчезло, начальству стало известно 10 июня, когда вести поиски было уже бессмысленно.

12 августа 1943 года приказом командующего ТОФ экипаж «Чукчи» был признан погибшим «при исполнении служебных обязанностей», все офицеры исключены из списка личного состава.

О судьбе корабля долгое время было ничего не известно. Моряки предполагали, что судно было потоплено в злополучном Четвертом проливе.

Только в 2001 году историк Константин Борисович Стрельбицкий, обратившись к архивам в США, выяснил, что скорее всего, «Чукча» был потоплен субмариной ВМС США, офицеры которой приняли пароход за японское грузовое судно; произошло это с океанской стороны острова Парамушир.

Как пишет сам Стрельников, в предполагаемой точке гибели «Чукчи», находились две американские субмарины: SS-139 «S-34» под командованием капитана Роберта Китинга-младшего и SS-146 «S-41» под командованием Айрвина Хэртмана. Обе субмарины, одна – 31 мая, а вторая – 1 июня обнаружили одиночные корабли, которые приняли за японские суда и уничтожили их залпом торпед, о чем доложили командованию.

Историк склоняется к мысли, что виновником смерти 58 советских людей стал капитан Роберт Китинг, который обнаружил пароход водоизмещением около 3 000 тонн 31 мая 1943 года в точке с координатами 50°29’ северной широты, 156°28’ восточной долготы через перископ и в 19:00 выпустил в него три торпеды, две из которых попали в цель. Косвенно подтверждает вину Китинга описание гибели судна – после попадания торпед, мины и бомбы на борту «Чукчи» сдетонировали и вверх взметнулся огромный столб пламени. Экипаж «Чукчи» погиб мгновенно.

Капитан I ранга Груздев, наоборот, считает, что «Чукчу» потопил Хэртман, так как координаты этого судна (50° 04’ сев. ш., 156° 32’ вост. д.) совпадают с маршрутом «Чукчи», в то время как координаты Китинга – маршруту не соответствуют. Скорее всего, судно, уничтоженное Китингом заходило или выходило из бухты Парамушира, где находилась японская база Касивабара.

Ни атака Киттинга, ни атака Хэртмана не были засчитаны американским командованием, которые сразу после победы над Японией сверили все потери японского флота по военным архивам. Получалось, что никакого японского судна с океанской стороны Парамушира не было.

Очевидно, один из американцев, по ошибке мог расстрелять советский пароход «Чукча» и убить 55 членов экипажа и трех пассажиров.