06/02/22
ru.wikipedia.org

Пожар на «Победе»: как Громыко едва не погиб на советском пароходе в 1948 году

В 1948 году на теплоходе «Победа», следовавшем из Нью-Йорка в Одессу, произошел пожар. Его жертвами стали как члены экипажа, так и пассажиры. Среди последних должен был находиться и Андрей Громыко. Однако он сел на другой пароход, который отходил в более удобное для министра время.

Высокопоставленные пассажиры

На самом деле советский теплоход «Победа» был реквизированным у немцев судном, носившим во время Великой Отечественной войны имя «Магдалена». В 1948 году теплоход совершал рейс из Нью-Йорка в Одессу. На борту «Победы» находилось не только 277 тонн груза, но и 323 пассажира. Большинство пассажиров рейса являлись сотрудниками министерств иностранных дел и внешней торговли, а также иных ведомств. Вместе с ними на родину отправились и их семьи. Мало того, на «Победе» оказалась и семья оппозиционного Мао Цзэдуну китайского маршала Фэн Юйсяна, направлявшегося в Китай через Советский Союз. Маршал и его дочь погибли.

Тогда же в Москву вместе со своими родными возвращался и Андрей Громыко, прежде занимавший пост представителя СССР в ООН. Как пишет Леонид Млечин в своей книге «Секреты российской дипломатии. От Громыко до Лаврова» со ссылкой на воспоминания дочери Громыко Эмилии Громыко-Пирадовой, для советского министра время, когда теплоход «Победа» отправлялся в путь, оказалось неудобным. Поэтому на борт «Победы» члены семьи Громыко поместили только свой багаж, а сами сели на шведский пароход «Грипсхольм». По пути они посетили Лондон, Стокгольм, Хельсинки. А между тем на «Победе» разыгралась настоящая трагедия, которая не только унесла жизни десятков человек, но и могла превратиться в международный скандал.

Пожар на судне и его причины

1 сентября 1948 года вечером (к счастью, еще до полуночи, поскольку большинство пассажиров еще бодрствовало) на теплоходе «Победа» произошел пожар. Согласно официальному заключению, огонь на нижней палубе вспыхнул вследствие возгорания кинопленки при перемотке. По словам Эмилии Громыко-Пирадовой, в результате трагедии погибло свыше 40 человек.

Дело в том, что даже историки приводят разное количество жертв чрезвычайного происшествия на теплоходе. В исторической литературе фигурируют и 42, и 48, и 49 погибших. Однако авторы сходятся в одном – большинство жертв пожара были из числа пассажиров, среди них были женщины и дети. И только два человека являлись членами экипажа.

Одной из основных версий, как пишет в издании «Территориальная целостность и права на самоопределения» Ирада Нуриева, был террористический акт. Кроме высокопоставленных пассажиров, которые были упомянуты выше, на борту теплохода «Победа» находились и армяне-репатрианты, которые после войны решили вернуться на историческую родину.

Сотрудники Министерства государственной безопасности доложили Иосифу Сталину о том, что горючий материал был заложен еще в Нью-Йорке американскими агентами, коими и являлись репатрианты. Примечательно, что 1 сентября 1948 года, когда все и случилось, теплоход прибыл в Батумский порт.

Последствия трагедии

Впрочем, Иосиф Сталин и сам телеграфировал Георгию Маленкову: «Среди армянских репатриантов есть американские агенты, которые подготовили диверсию на теплоходе «Победа»». Публицист и автор множества книг по истории Николай Стариков считает, что у Сталина были все основания так полагать. Как бы то ни было, Маленков в ответ на телеграмму вождя 14 сентября 1948 года сообщил о том, что в Баку и Ереван направлены ответственные сотрудники госбезопасности. Более того, в письме Маленкова указывалось, что «Постановлением Совета Министров полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещен прием армянских переселенцев в Армению, откуда бы переселенцы ни направлялись...».

Однако виновными в пожаре, повлекшим за собой человеческие жертв, были признаны все-таки члены экипажа теплохода «Победа». В первую очередь на скамье подсудимых оказались нештатный киномеханик Н. Коваленко и капитан судна Н. Пахолок. Они оба были приговорены к 15 годам заключения. Подверглись наказанию матрос, который помогал киномеханику, а также помощники капитана, радист и диспетчер пароходства.

А вот суровее остальных был наказан А. Набокин, который был ответственным за пожарную безопасность. Набокин вместо 8 положенных кинопленок взял на борт 41 и допустил их размещение в неприспособленном для этого помещении. За эти и другие нарушения он был осужден на 25 лет лишения свободы.