26/04/20

Позывной «Гюрза»: почему чеченские боевики боялись этой разведроты больше смерти

Боевики прозвали отдельную разведроту 166-й ОМСБР под командованием майора Алексея Ефентьева «бешеной», и когда слышали в радиоэфире позывной «Гюрза», старались как можно быстрее покинуть свои позиции – российские спецназовцы предпочитали атаковать первыми.

Офицер с «золотым» чутьем

Срочную Алексей Ефентьев служил в ВМФ. Окончив военное училище, проходил службу в Афганистане, командовал разведгруппой. В эти годы Ефентьева шутливо прозвали «Леша – золотое копытце» – офицер понятным только ему способом определял, откуда противник ведет огонь и мог на глаз измерить расстояние до вражеской огневой точки. Разведгруппа «Гюрзы» не имела потерь в боевых операциях. После Афганистана Алексей Ефентьев участвовал в военных конфликтах в Азербайджане и Нагорном Карабахе.
Командиром разведроты мотострелковой бригады в Чечне майор Ефентьев стал в 1996 году, и это подразделение называли самым боеспособным. Его костяк составляли контрактники, имевшие на «гражданке» совершенно разные профессии – могильщик, шахтер, учитель, милиционер… Сослуживцы вспоминают об Алексее Ефентьеве как о волевом, авторитетном командире, способном своим личным примером поднять боевой дух разведчиков.
Радист разведроты, Николай (позывной «Связь»), говорил в одном из интервью, что «Гюрза» отличался поразительной физической выносливостью. После многочасового перехода по лесистой горной местности он оставался бодрым, отдавал приказы бойцам, буквально падавшим от усталости. Голос у Ефентьева был не командным, но он его не повышал даже в бою, и свои приказы майор дважды не повторял – они всегда исполнялись. Спокойствие и уверенность «Гюрзы» в самых опасных ситуациях, в свою очередь, мобилизовывали бойцов. По воспоминаниям ветеранов разведроты, «добреньким» Ефентьев не был, с подчиненными мог поступить жестко. Тем не менее, авторитет «Гюрзы» всегда оставался непререкаемым. Был случай, вспоминал сам Алексей Ефентьев, когда они с одним из бойцов (бывший капитан милиции «Петрович») разругались вдрызг. Наутро был выход в горы, и никто из разведчиков не знал, что «Гюрза» в своем вещмешке несет бутылку шампанского – у «Петровича» был день рождения. Когда «Гюрза» поздравил «Петровича» и вручил ему шампанское, все обиды были забыты.

Как воевала рота

Одной из самых успешных операций, в которых на Первой Чеченской принимала участие разведгруппа «Гюрзы», было освобождение в августе 1996 года в Грозном группы высших офицеров МВД и Минобороны, и журналистов из заблокированных боевиками зданий координационного центра и гостиницы. Разведчики в течение суток, не понеся потерь, деблокировали проход к зданиям и вывели оттуда людей. Впоследствии роте приказали вывести из засады окруженное подразделение мотострелков. В тех боях разведрота понесла самые серьезные потери за время своего существования – каждый второй разведчик получил ранение, каждого третьего убили.
А в мае того же года рота «Гюрзы» штурмовала Бамут. Как говорил Алексей Ефентьев, его рота обошла селение с тыла, по горам. При подходе к Бамуту разведчики неоднократно сталкивались с группами боевиков, в результате боестолкновений 12 «моджахедов» были уничтожены. Сама же рота понесла незначительные потери – «всего пару человек получили ранения».
Военный журналист Владислав Шурыгин, неоднократно бывавший в командировках в Чечне и общавшийся с бойцами «Гюрзы», вспоминал, что чеченцы в 90-х были убеждены: федералам Бамут никогда не взять, селение укреплялось все полтора года войны. И для боевиков взятие этого укрепленного населенного пункта было шоком.

Черные повязки

По воспоминаниям ветерана разведроты «Гюрзы», Алексея Климова («Шаман», в результате ранения в Чечне потерял зрение), «бешеными» и «черными повязками» боевики стали называть спецназовцев с марта 1996 года. Разведчики в одном из домов занятого ими селения Белгатой нашли рулон черного шелка и сделали себе головные повязки. Боевики сочли, что разведчики теперь начнут мстить за своих погибших товарищей.
«Бешенство» разведроты выражалось в том, что это подразделение зачастую шло в бой даже зная о численном превосходстве противника. В боях в Бамуте и Грозном, а также в других чеченских населенных пунктах, где довелось воевать «Гюрзе» в Первую Чеченскую кампанию (к началу второй войны разведроту расформировали), разведывательное подразделение сражалось ожесточенно и профессионально (Алексей Ефентьев уделял боевой подготовке своих бойцов особое внимание).
В СМИ писали, что бойцы «бешеной роты ГРУ» якобы отрезали уши чеченским боевикам, чтобы их души, по мусульманским верованиям, не попали в ад, и это и еще более ужасало бандитов. Однако это не более чем байки – в ГРУ рота «Гюрзы» никогда не состояла, и про отрезанные у врагов уши сами ветераны подразделения не рассказывали.