09/11/22

Праворульные автомобили СССР: зачем их на самом деле производили

Кажется, что праворульные автомобили появились на российских дорогах относительно недавно — когда стали доступны иномарки из Японии, перегоняемые с Дальнего Востока или транзитом из Европы. Но, оказывается, еще с начала 60-х годов в СССР часть машин с правым рулем, выпускаемых на экспорт, использовалась для внутренних нужд. А если копнуть глубже?

Запрет Ежова

Первые автомобили, появившиеся в Европе, а потом и в Российской Империи, имели расположенный справа руль. Считалось, что так удобнее и безопаснее, ведь водитель транспортного средства выходил из него не на проезжую часть, а на тротуар. Кроме того, находясь справа, водитель лучше видит и может среагировать на движения пешеходов. Скорости раньше были небольшими, и потому при столкновении со встречным транспортным средством жертв почти не было. А вот пешеход, решивший перебежать дорогу, вполне мог серьезно пострадать.
Все автомобили, производимые в СССР в 20-х и начале 30-х годов, были праворульными. Но в 1932 году их выпуск был прекращен. Руководство Союза решило, что пора прекратить копировать Запад, тем более что правостороннее движение в СССР делало более удобными (хотя и менее безопасными для водителя) именно левое положение руля. До 1937 года праворульные авто эксплуатировались в стране наряду с новыми леворульными, а потом были запрещены указом тогдашнего наркома внутренних дел.

Экспортные образцы

В начале 60-х годов, когда транспортная промышленность страны активно развивалась и осваивала новые модели авто, было решено изготавливать их в том числе и на экспорт. Но классические леворульные машины не пользовались спросом за границей. Потому все экспортные модели переделывались под правый руль и имели соответствующий индекс в названии «П».
Оказалось, что и внутри страны такие модификации в некоторых случаях очень удобны. Например, для нужд почтальонов. На праворульном авто можно было подъехать вплотную к тротуару, где обычно располагались приемные почтовые ящики, и вынуть корреспонденцию, даже не покидая кабину. Немаловажным был и тот факт, что нагруженный почтой водитель выходил именно на тротуар, а не на проезжую часть.
Стоит упомянуть еще об одном моменте. Так как праворульные модификации изготавливались на экспорт, при их сборке применялись более качественные комплектующие и технологии. По надежности такие транспортные средства практически не уступали европейским аналогам. А потому не только представители почтовых служб мечтали об экспортных «Жигулях» или «Волге». Ведь многие из тех машин «бегают» и сейчас.