04/04/22

Рейд капитана Галузы: самая дерзкая операция советских фронтовых разведчиков

Утром 27 июля 1944 года командир 9-й гвардейской механизированной бригады, полковник Сергей Стародубцев, приказал разведгруппе капитана Григория Галузы двигаться впереди подразделения подполковника Соколова. С первых часов операции бойцы Галузы из разведчиков превратились в острие советского наступления. За одну ночь они заняли два города, сожгли немецкую автоколонну и обратили в бегство 5 тысячную группировку войск.

Начало операции

В рейде приняло участие 25 разведчиков на трех бронемашинах БА-64, двух танках Т-80 и трех немецких бронетранспортерах SdKfz-251, которыми управляли взятые ранее в плен немецкие водители. Бойцов переодели в форму вермахта, а на советской технике, нарисовали германские кресты, придав ей вид трофейной. Ночью 27 июля колонна двинулась в путь по шоссе Шауляй-Рига. По дороге диверсанты таранили мотоциклы и легкие автомобили, отступающего противника.
На посту возле реки Муса бойцы встретили вражеских саперов, собиравшихся взорвать мост. Приняв диверсантов за своих, охрана пропустила колону, после чего советские бойцы вернулись к мосту и уничтожили и охрану, и саперов. Возле железнодорожного полотна один из бронетранспортеров был поврежден миной, а водитель Шмыгин оказался ранен.

25 разведчиков против 5 тысяч нацистов

В литовском городе Янишки находились остатки 15-й гренадерской бригады СС численностью 3866 бойцов, 62-й батальон вермахта, саперное подразделение, две артиллерийских и одна минометная батарея. Общая численность вражеских войск, под командованием генерала полиции Еккельна, ранее руководившего уничижением партизан в лесах Белоруссии, составила более 5 тысяч человек.
Зная, что фронт находится на порядочном расстоянии — почти в 40 километрах, немцы разошлись отдыхать, а охрану танков, размещенных в двух синагогах, доверили местным литовским полицаям. Около 2 часов ночи советские разведчики подъехали к окраине Янишек, где их остановили на посту перед въездом в город. Часовой потребовал назвать пароль, но один из немецких водителей сказал, что они только вышли из окружения и пароль еще не получили. Охрана поверила и пропустила диверсантов.
В темноте разведчики ножами перерезали охрану из полицаев и завели семь Тигров, на которых прямо из центра города атаковали, отдыхающих эсэсовцев и полицаев. Прямой наводкой они били по занятым нацистами домам и гусеницами давили автомашины противника. Растерянные немцы, не понимая, что происходит, обратились в бегство. Довершили разгром подразделения подполковника Соколова, которые через полчаса после начала боя подошли к Янишкам.

Продолжение рейда

Разведчики решили продолжать наступление и уже в 4.30 утра возле железнодорожной станции Димзас обстреляли немецкий бронепоезд. В перестрелке был подбит один из бронетранспортеров SdKfz-251, в котором и находился капитан Григорий Галуза. Командир и сержант Самоедов были ранены, а один немецкий водитель и советский разведчик Погодин погибли. Дальнейшее руководство рейдом взял на себя лейтенант Иван Чечулин.
Группа, продвигаясь по шоссе, заметила отступающую немецкую колонну грузовиков, в кузовах которых находились вражеские пехотинцы. Разведчики решили не атаковать противника сходу, а обогнали его и через несколько километров устроили засаду. В ходе боя диверсанты сожгли 17 машин, убили более 60 немецких солдат, до ста латышских и литовских полицаев. К 6 утра разведгруппа прорвалась к южным окраинам город Митава, где по приказу командования заняла оборону и дождалась подхода частей подполковника Соколова.
За одну ночь рейда бойцы прошли более 80 километров, а Григорий Галуза и Иван Чечулин получили за проведенную операцию звания героев Советского Союза. Чечулин погиб в бою весной 1945, а капитан Галуза вернулся с войны, жил в Подмосковье и умер в 2006 году.