21/08/22

Самая дерзкая операция ГРУ: как советские диверсанты установили ядерные мины в США

В эпоху Холодной войны у СССР и Соединённых Штатов имелся один и тот же недостаток – обширные и не везде хорошо охраняемые границы. В 1987 году этим воспользовались советские диверсанты, установившие на территории США три ядерных взрывных устройства.

«Турпоездка» в Монтану

Секретная спецоперация, проведённая спецназом Главного разведывательного управления Генштаба СССР, по сей день покрыта завесой тайны. Источники, повествующие о ней, немногочисленны. В первую очередь это статья американского военного обозревателя-эмигранта Марка Штейнберга. Ещё один источник – книга публициста Максима Калашникова «Алтарь победы». Пересказывает данную историю и Александр Широкорад в книге «Атомный таран XX века». Авторы отмечают, что часть подробностей опущена в интересах участников спецоперации. Известна лишь общая канва событий.

В январе 1987 года в ГРУ были сформированы три группы спецназовцев для засылки в Соединённые Штаты Америки. Каждой из групп выдали ранцевые «ядерные фугасы» – переносные ядерные заряды мощностью 5-20 килотонн. Потенциально диверсанты могли устроить в Америке взрыв, аналогичный атаке на Хиросиму. Однако спецназовцы вовсе не собирались уничтожать мирные города «вероятного противника».

Целью диверсантов были наземные шахты запуска баллистических ракет «Минитмен-2» и «Минитмен-3». Мощность взрыва ядерных фугасов позволяла в момент запуска «Минитменов» опрокинуть ракеты на землю. Портативные устройства, оборудованные сейсмическими датчиками, должны были автоматически сработать сразу после пуска «Минитменов». Американские баллистические ракеты имели уязвимость в тот краткий период, когда у них ещё не включался двигатель первой ступени. При воздействии ударной волны в 0,3 атмосферы на квадратный метр «Минитмены» фактически оказались бы нейтрализованы на старте. Более того, ракеты могли взорваться на территории самих США. Чтобы достичь такого эффекта, диверсантам не требовалось устанавливать ядерные фугасы «впритык» к шахтам запуска. Достаточно было разместить их в радиусе 10 км.

На военно-морской базе в Петропавловске-Камчатском группы спецназовцев садились на дизель-электрические подводные лодки типа «Варшавянка». Малошумные субмарины пересекали северную часть Тихого океана, оставаясь незамеченными.

Одна из групп, насчитывавшая девять человек, благополучно достигла залива Хуан-да-Фука в штате Вашингтон. До побережья участники операции добрались на надувной лодке, «проскользнув» мимо береговой охраны США. Имея при себе поддельные документы на имя эмигрантов из Восточной Европы, диверсанты арендовали микроавтобус. В Америке они старались не привлекать особого внимания, выдавая себя за разбитных туристов с байдарками. На колёсах диверсанты прибыли к подножью Скалистых гор, где находятся основные базы запуска «Минитменов». Продвигаясь пешком и сплавляясь по рекам, спецназовцы достигли одного из укромных уголков Монтаны или Северной Дакоты. Там они оставили взрывное устройство в «спящем» состоянии. Чтобы сейсмический датчик фугаса начал фиксировать сотрясения земной коры, его следовало активировать радиосигналом со спутника. А это зависело от политической воли руководства страны.

Выполнив миссию, сотрудники ГРУ повернули на юг. Уже в Мексике, на полуострове Юкатан, они арендовали судно и морем достигли Кубы.

В общей сложности разные группы диверсантов установили в США три ядерных заряда, «срок годности» которых не превышал четырёх лет. Как известно, эти устройства так никогда и не сработали. После распада СССР, в 1993 году, русские признались в содеянном «дорогим западным партнёрам». По сообщённым Москвой координатам американцам удалось найти лишь два ядерных фугаса. Одно из устройств бесследно пропало. Кто знает, не оказалась ли в итоге эта «переносная атомная бомба» на «чёрном рынке»?

А была ли диверсия?

Подтвердить истинность описанных событий сложно. Официальные характеристики советских ядерных фугасов никогда не публиковались (хотя само существование малогабаритных «ядерных мин» подтверждалось российским генералитетом в 1990-х годах). По сведениям всё того же Марка Штейнберга, в СССР изготавливали «ранец ядерный» РЯ-6 весом 25 кг. Есть версия, что он был скопирован с аналогичных американских устройств. Боезаряд РЯ-6, созданный на основе радиоактивных элементов тория и калифорния, помещался в корпус из дюралюминия, который крепился на лямках за спиной. От вредного излучения носителя ранца защищал чехол из освинцованной ткани. Мощности в 0,2-1 килотонну хватило бы для уничтожения стратегических объектов – электростанций, плотин, аэропортов. Возможно, существовали и более мощные модификации портативных атомных бомб. Есть версия, что в 1970-х годах на случай китайского вторжения Советский Союз оборудовал «ядерно-фугасный» пояс вдоль собственных границ.

С исторической точки зрения спецоперация была вполне возможна. Несмотря на объявленную Михаилом Горбачёвым политику Перестройки, во взаимоотношениях с Западом до осени 1987 года «потепления» не наблюдалось. С начала 1980-х годов СССР страдал от последствий обвала цен на нефть, спровоцированного администрацией Рональда Рейгана. А проведённая американцами в апреле 1986 года военная операция против социалистической Ливии сильно «задела» Кремль.

Так что Горбачёв вполне мог дать добро на то, чтобы «прощупать» американскую оборону. С другой стороны, чисто военный аспект авантюры сомнителен. Всех ракетных шахт не «заминируешь», а кроме того, у противника оставались ядерные подлодки. В случае же обнаружения «фугасов» международный скандал мог достичь запредельных масштабов.

Ещё хуже было бы, если бы одна из бомб случайно взорвалась. Подобный сценарий развития событий описан в романе Тома Клэнси «Все страхи мира». По сюжету книги палестинские террористы с помощью портативного устройства производят в Денвере 15-килотонный ядерный взрыв. Это едва не выливается в полноценную ядерную войну между СССР и США.

Вероятно, помня об операции 1987 года, США и Россия с начала 1990-х годов стали укреплять береговую оборону. Однако проблема дизельных подводных лодок, способных «втихую» действовать на мелководье, сохраняется и в XXI веке. По мнению некоторых военных экспертов, опыт ядерно-диверсионных рейдов времён Холодной войны может пригодиться России в случае полномасштабного конфликта с НАТО.