Выдающийся советский боксёр Олег Коротаев – один из немногих чемпионов СССР, которым довелось угодить в тюрьму. Причиной стала драка, затеянная им в одном из ресторанов в середине 1970-х годов. Возможно, в иной ситуации спортсмена бы «простили», но под тяжёлые кулаки Коротаева попал не кто иной, как сын самого главы МВД СССР. Об этом скандале, разгоревшемся в Москве конца брежневской эпохи, знали немногие, однако данная история как нельзя лучше характеризует нравы советской элиты того времени.
Боксёр против «золотого мальчика»
В начале 1976 года Олег Коротаев, пятикратный чемпион СССР по боксу в полутяжёлом весе, которого зарубежная пресса прозвала «русским танком», уже около месяца не выступал. Пользуясь громкой славой и проматывая заработанные на турнирах деньги, 26-летний боксёр проводил время в питейных заведениях Москвы, нередко ввязываясь в конфликты. Характер у Коротаева, по отзывам современников, был непростой.
«От него так и веяло силой. Он был настолько самодостаточен, что органически не мог кому-либо просто подчиняться», – вспоминал один из друзей боксёра.
Однажды в ресторане «Русь» (по другим сведениям, дело было в «Сказке») судьба свела чемпиона с другим частым посетителем злачных мест застойной эпохи – Игорем Щёлоковым, сыном всесильного министра внутренних дел Николая Щёлокова. Щёлоков-младший, в молодости работавший «по комсомольской линии», водил дружбу со многими другими детьми советской номенклатуры. А ресторан «Русь», расположенный в посёлке Салтыковка, был местом притяжения для самой разномастной публики: здесь собиралась «золотая молодёжь», спортсмены, артисты и даже бандиты.
Что послужило причиной драки, не известно. Впрочем, нужен ли был серьёзный повод захмелевшим мужчинам? Рассказывают, что Щёлоков «прыгнул» на Коротаева с графином в руках, что закончилось для него плачевно: пользуясь спортивной терминологией, сын министра был отправлен в нокаут. Следующие 2 месяца пострадавший провёл в больнице.
Арест
Олега Коротаева задержали на другой день у него дома. Примечательно, что боксёр не подозревал, что за ним ведёт охоту милиция, и не изменял своим привычкам. Всего за пару часов до ареста он устроил ещё одну драку, избив и ограбив приезжего бизнесмена из ФРГ в ресторане гостиницы «Варшавская»: боксёру не понравилось, что иностранец увёл у него проститутку. Именно этот эпизод и стал формальным поводом для ареста Коротаева.
Во время обыска милиционеры нашли у чемпиона наркотики (хотя друзья утверждают, что ничего подобного спортсмен не употреблял). Подарочные патроны от кольта, которые Коротаев получил на память от американского полицейского, милиция квалифицировала как «боеприпасы». А мачете, подаренный боксёру лично Фиделем Кастро, следствие посчитало холодным оружием.
Приговор
Несмотря на давление Щёлокова, у Коротаева, как предполагает историк Фёдор Раззаков, имелись влиятельные покровители. Поэтому уголовное дело, возбуждённое в отношении спортсмена, поначалу «замяли». Но в феврале 1976 года во время XXV Съезда КПСС было зачитано анонимное письмо, посвящённое поведению скандального боксёра, – и расследование возобновили. В марте Коротаев успел в последний раз выступить на первенстве СССР в Свердловске (проиграв в полуфинале бой с Давидом Квачадзе), после чего отправился в СИЗО.
Судили боксёра за нанесение тяжких телесных повреждений, а также за хранение наркотиков и оружия. Многие считали обвинение сфабрикованным, тем не менее в 1977 году суд приговорил Коротаева к 5 (по другим данным – к 8) годам лишения свободы. На свободу чемпион вышел в начале 1980-х и с тех пор стал персонажем не спортивных, а криминальных хроник. Он был знаком со многими уголовными авторитетами. В 1994 году Олега Коротаева застрелили в Нью-Йорке – киллера так и не нашли, но предполагают, что за убийством стояла «русская мафия».
Что касается второго участника драки, Игоря Щёлокова, то ему пришлось пережить самоубийство своего отца, а после заката советской эпохи он стал интересен журналистам в основном как близкий друг другой скандальной персоны – Галины Брежневой.