17/10/20

Сергей Корольков: как иллюстратор «Тихого Дона» стал предателем

О русских эмигрантах, которые уехали сразу после революции, сегодня вспоминают часто, чего нельзя сказать об эмигрантах второй волны. Между тем в числе тех, кто покинул родину во время Великой Отечественной войны, было немало выдающихся личностей. Среди них – гениальный художник казак Сергей Корольков, первый иллюстратор эпопеи «Тихий Дон».

Самоучка с хутора

Сергей Корольков родился в 1905 году в станице Константиновской на Дону. С 15 лет он стал работать в рыбацкой артели, а в свободное время рисовал и лепил из глины. Сергей отлично знал казачий быт. Еще с детства у него проявилась уникальная способность - цепкая зрительная память. Однажды увиденное сохранялось в его голове так четко, как на фотоплёнке. Потом он переносил свои воспоминания в собственные произведения.  Работы талантливого самоучки с хутора Шмат заметили ростовские художники, которые пригласили Королькова посещать занятия в художественной школе. До Ростова молодой казак шёл пешком по льду реки – настолько велико было его желание учиться.

На рисунки Королькова из истории донской вольницы обратил внимание Максим Горький. Именно с его подачи в 1932 году Корольков создал иллюстрации к шолоховскому «Тихому Дону», и даже подружился с самим Михаилом Шолоховым. Художественный уровень его иллюстраций, по мнению специалистов, так и не был превзойдён, хотя впоследствии они не издавались – изображённая на них казачья жизнь слишком отличалась от того, во что превратились станицы при советской власти.

Что касается скульптурных работ мастера, то за них Королькова прозвали «донским Роденом», хотя его манера была совершенно не похожа на роденовскую. До сегодняшнего дня сохранились созданные Корольковым горельефы фасада драматического театра в Ростове-на-Дону (композиции «Железный поток» и «Гибель Вандеи»).

В эмиграции

Когда в 1942 году Ростов заняли немцы, Сергей Корольков согласился сотрудничать с казаками-коллаборационистами. В частности, он рисовал иллюстрации для ростовской газеты «Голос Ростова», выходившей в период оккупации. Во многом политические взгляды Королькова были связаны с историей его семьи, жизнь которой была разрушена Гражданской войной. Ещё в 1933 году, будучи арестованным ОГПУ, художник честно признавался:

«Советскую власть я рассматриваю как неприемлемую для народа, и в первую очередь для себя, власть. Особенно возмущала меня политика правительства по коллективизации».

Понимая, что после возвращения Красной Армии заступничество Шолохова его уже не спасёт (как в 1930-е гг.), Сергей Корольков ушёл на Запад вместе с отступающим вермахтом. В 1944 году картины Королькова, в т.ч. написанные на тему советских лагерей, выставлялись в оккупированном фашистами Львове. Есть легенда, что перу художника принадлежит портрет Гитлера, который немцы поместили на почтовую марку, однако это предположение оспаривается биографом Королькова Владиславом Смирновым. Зато точно известно, что Корольков волновался за судьбу казачества. Он является автором выдающегося полотна «Выдача казаков в Лиенце», посвящённого событиям 1945 года. Сам Корольков принудительной репатриации избежал благодаря помощи родственников - из австрийского лагеря для перемещённых лиц он уехал в США. 

В Америке жизнь художника складывалась непросто. В Ростове-на-Дону популярна версия, что Корольков был якобы выбран президентом «Ассоциации скульпторов США». Однако это не соответствует действительности. Хотя бы потому, что Сергей Григорьевич так и не смог выучить английский язык, из-за чего его продвижение в профессиональном сообществе было затруднено. Тем не менее некоторые его работы всё же оказались востребованы. Например, Информационное агентство США заказало Королькову серию антисоветских карикатур. А в журнале Life донской художник проиллюстрировал рассказ о восстании узников ГУЛАГа.

До конца своих дней Корольков занимал радикально антисоветскую позицию. Когда Министерство культуры СССР устроило в США выставку, на которой были представлены в т.ч. и работы Королькова, Сергей Григорьевич из принципа не стал посещать её, чтобы не финансировать «советские авантюры». Скончался художник в 1967 году в Нью-Йорке.