Малоизученная страница Великой Отечественной войны – штрафные эскадрильи, действовавшие на фронте с 1942 года. Ряд исследователей считали, что на самом деле этих военных соединений не сосуществовало, однако документальные сведения говорят об обратном. Гриф секретности с документов, касающихся штрафных эскадрилий сняли только в 2004 году.
За что попадали в воздушный штрафбат
Штрафники появились после приказа Верховной Ставки No227 от 4 августа 1942 года, который известен как: «Ни шагу назад». Летчиков обвиняли в трусости и нерадивом отношении к технике, которая постоянно выходила из строя. В директиве No 170549 говорилось: «Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летного состава».
По мнению командования технический надзор, контроль за материальной частью и выполнением боевых задач безобразен. Директива предписывала виновных в нарушениях летчиков сводить в штрафные эскадрильи, а «злостных шкурников» и обвиненных в трусости отправлять в пехотные штрафбаты. Самолеты на самом деле часто ломались, но связано это было не только с халатностью летного состава.
Ремонтные части плохо оснащались запасными частями, летчики имели мало опыта и были истощены, непрекращающимися боями. В штрафники попадали за уклонения от боя и нарушения дисциплины. Летчики испытывали чудовищные физические и психологические нагрузки. Для избавления от напряжения использовался алкоголь, что закономерно приводило к разным эксцессам.
Как служилось в штрафных эскадрильях
Командование справедливо считало, что подготовка летчика-профессионала требует много времени и ресурсов и использовать его на земле неразумно. Условия службы летчиков штрафников были суровей, чем в пехоте. Из штрафбата военнослужащий выходил спустя три месяца службы или после получения ранения. В штрафных эскадрильях реабилитация наступала только после определенного количества боевых вылетов.
Провинившихся летчиков сводили в штрафные эскадрильи, которых было три типа: истребительная – самолеты ЛаГГ-3 и Як-1, легкобомбардировочная – У-2, и штурмовая — на Ил-2. Руководство каждым соединением: командир, комиссар, заместитель командира эскадрильи, старшие адъютант и техник. Весь начсостав был представлен не штрафниками. Самые большие потери были среди воздушных стрелков Ил-2, которые в отличие от пилота не защищались бронекорпусом и бронестеклом.
Во время боя стрелок высовывался из кабины и вел огонь из крупнокалиберного пулемета УБТ. Бойца могли убить не только вражеские пули, но и осколки разорвавшихся рядом зенитных снарядов. Потери среди стрелков были в два раза выше, чем у летчиков. Бывало, что и пехотинец попадал в авиацию. Из-за большой смертности среди пулеметчиков Ил-2 на их место сажали штрафников пехотинцев, которые уже в небе искупали вину. Боевой путь этих солдат редко длился дольше нескольких вылетов.
Штрафники Федорова
За Великую Отечественную войну летчик Иван Федоров лично сбил 49, а в группе 47 самолетов противника. С лета 1942 по весну 1943 года он командовал 157-м авиаполком и группой из 64 штрафных летчиков-истребителей. Инициатором создания подразделения был генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов, который обратился с просьбой: «создать специальную группу из опытных лётчиков, которым за различные провинности грозил штрафной батальон» к командующему Калининским фронтом Коневу. Тому идея понравилась, и он обратился к Сталину, который утвердил директиву Ставки.
Штрафники сопровождали бомбардировщики и штурмовики, прикрывали с воздуха пехоту, отбивали налеты нацисткой авиации. В Красной армии учет сбитых самолетов отличался строгостью. Если у немцев хватало доклада летчика и нескольких свидетелей, то у нас этого было недостаточно. Личные показания и слова очевидцев в расчет не брались.
Самолет противника считался сбитым только при подтверждении факта его падения с земли. В таких условиях выяснить число сбитых штрафниками немецких машин невозможно. Неизвестна и цифра советских бойцов, погибших в составе штрафных эскадрилий.