Никита Сергеевич Михалков неоднократно заявлял, что имеет богатую родословную, пестрящую дворянскими фамилиями. А как много среди предков знаменитого кинематографиста по-настоящему известных личностей, оставивших след в отечественной истории?
Родовое гнездо
В семье Михалковых живет предание, что их род ведет свое начало из Литвы примерно с XIV века, когда западнорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского. Многие знатные фамилии, чтобы уйти из-под влияния литовских феодалов, уезжали на восток – в Москву, Тверь и другие русские города.
Так, в первой половине XV века из Литвы в Тверь переселился некто Марк Демидович, поступив на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому. От одного из его потомков, принадлежащих семейству Киндыревых и «ответвились» Михалковы.
В разное время Михалковы были заметными фигурами на военном и гражданском поприщах. Одни из них отличились во время войн, которые вела Российская империя, другие были видными чиновниками, третьи – деятелями культуры. Первый известный представитель этого рода Гридица Михалков упоминается в летописи 1498 года. Влиятельного положения фамилия достигла уже в XVI веке, когда ее представители оказались приближены сначала к великокняжескому, а затем и к царскому двору. Имеются сведения о Тимофее Федоровиче Михалкове – дьяке, заведовавшем казной великого князя Дмитрия Углицкого (младшего сына Ивана Грозного и Марии Нагой, погибшего в возрасте 8 лет при странных обстоятельствах).
Следующая заметная фигура – Федор Иванович Михалков. Он служил воеводой в разных городах, проявил себя в Смутное время, за что ему князьями Дмитрием Трубецким и Дмитрием Пожарским была пожалована вотчина. Другой далекий предок Никиты Сергеевича Константин Иванович Михалков (умер в 1628 году) хорошо зарекомендовал себя на службе при дворе молодого царя Михаила Федоровича Романова. Он, кстати, состоял с царем в родстве – был его четвероюродным братом.
Творческие люди династии Михалковых о себе заявили уже в XVII столетии. В запасниках музея семьи Михалковых близ Рыбинска (место их родового имения) была обнаружена икона Владимирской Богоматери. На обороте иконы надпись: «Сим образом благословили служителя своего Феофана Григорьева г-н Сергей Владимирович Михалков и супруга Мария Сергеевна Михалкова в 1830 году апреля 27 дня, а написан оный образ около 1650 года прадедушкой Сергей Владимировича Михалкова Петром Дмитриевичем Михалковым, что в Петровском близ Рыбинска».
Время Петра I дает нам еще одного зафиксированного в документах представителя рода Михалковых – военного Петра Дмитриевича Михалкова (1684-1743), который «во всех походах был везде безотлучно» и вышел в отставку в 1715 году в чине подпоручика. Именно он получил в приданое за Александрой Никитичной Ухтомской имение Петровское под Рыбинском, которое в дальнейшем стало вотчиной Михалковых. Эта усадьба, расположенная на высоких холмах среди соснового бора при впадении Шексны в Волгу, занимала ключевое положение на древнем торговом пути.
От коллекционеров до птицеводов
Владимир Александрович Михалков (1753-1797), также военный, лейб-гвардии капитан-поручик, известен тем, что в 1789 году подал в Ярославское дворянское депутатское собрание прошение о занесении его семьи в родословные книги губернии, что и было подтверждено соответствующим документом. Его сын Сергей Владимирович Михалков (1789-1843) отличился в сражениях с армиями Наполеона Бонапарта – при Аустерлице (1805 г.) и Фридлянде (1807 г.). Породнился с Голицыными. В свое время был предводителем дворянства Рыбинского уезда. Стал первым в династии собирателем книг — его библиотека насчитывала свыше 1200 томов.
Заметный след в истории русской культуры оставил прапрадед Никиты Сергеевича действительный статский советник Владимир Сергеевич Михалков (1817-1900). Это был высокоинтеллектуальный человек, обладавший широчайшим кругозором. Он блестяще окончил Дерптский университет (сейчас город Тарту в Эстонии), в котором до сих пор хранится его выпускное сочинение на тему «Об американской системе наказания», удостоенное золотой медали. Много внимания Михалков уделял сфере народного образования, являясь попечителем нескольких учебных заведений.
Особой страстью Владимира Сергеевича было коллекционирование. Наиболее ценной частью его собраний стала библиотека, которая к концу XIX столетия насчитывала порядка 50 тысяч томов и считалась одной из лучших частных библиотек России. Здесь были редкие книги, в том числе считавшиеся утраченными. Изюминкой библиотеки были издания эпохи Великой французской революции. Согласно завещанию, библиотека передали на хранение в Академию наук Санкт-Петербурга.
Владимир Михалков состоял в браке с княжной Елизаветой Николаевной Голицыной (1832-1881) – прапрабабушкой Никиты Сергеевича. Среди её предков сплошь родовитые фамилии – Барятинские, Бобрищевы-Пушкины, Хворостинины, Бельские, Мстиславские. Если уйти совсем к корням династии Голицыных, то мы находим воеводу Михаила Ивановича Булгакова по прозвищу Голица (1466-1558), служившего у Василия III и Ивана IV (Грозного) – последнему он приходился четвероюродным братом.
Проявили себя Михалковы и в сельскохозяйственной сфере. Так, Владимир Александрович Михалков (1886-1932), дед кинорежиссера, является основоположником советского промышленного птицеводства. Значительную часть жизни провел в Пятигорске, где работал в Окружном животноводческом кооперативном союзе. На рубеже 1920 – 1930-х годов он написал ряд практических руководств по птицеводству, в числе которых: «Что нужно знать крестьянину-птицеводу», «Почему в Америке куры несутся хорошо?», «Разведение уток, гусей, индеек».
Прославленные имена
Женой Владимира Александровича Михалкова и соответственно бабушкой Никиты Сергеевича была Ольга Михайловна Глебова (1885-1943). Её фамилия восходит к Фёдору Никитичу Глебову (ум. в 1716), сподвижнику Петра I, который принимал участие во многих петровских кампаниях, в том числе в Северной войне и Прутском походе, получив впоследствии звания майора лейб-гвардии Преображенского полка и генерал-майора. Его сын Иван Фёдорович Глебов (1707-1774) завоевал признание на административном поприще, занимая посты сенатора, генерал-губернатора Киева, а затем и главы Санкт-Петербурга.
Конечно самым известным среди предков Никиты Сергеевича Михалкова является его отец Сергей Владимирович Михалков (1913-2009), поэт, баснописец, драматург, сценарист, публицист, общественный деятель. Еще при жизни ставший классиком детской поэзии. Мы помним Сергея Владимировича как автора не только «Дяди Степы» и текста гимна СССР, но и сценариев к культовым картинам, например, курортной кинокомедии «Три плюс два».
Через мать Никиты Сергеевича, писательницу и переводчицу Наталью Петровну Кончаловскую (1903-1988) мы выходим на еще одного знаменитого предка – Петра Петровича Кончаловского (1876-1956). Это был яркий самобытный художник, чье творчество шло в стороне от канонов соцреализма – неслучайно его критики называли «советским Сезанном».
Тестем (отцом жены) Петра Кончаловского был сам Василий Иванович Суриков (1848-1916) – прославленный мастер масштабных исторических полотен «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы», академик и действительный член Императорской Академии художеств.
Через супругу Василия Сурикова Елизавету Артуровну Шаре (1858-1888) мы выходим на знатный шотландский род Бальменов, одним из ярчайших представителей которого являлся сподвижник Петра Великого, первый петербургский полицмейстер граф Антон Мануйлович Девиер (1673-1745). Он был призван не только следить за порядком в недавно образованной столице России, но и вести городское хозяйство и обеспечивать процветание города на Неве. Именно при Девиере в Санкт-Петербурге появились мостовые и городские фонари, активно развивалась промышленность и медицина. В этот период Санкт-Петербург приобрел полноценный статус европейской столицы.