ФОТО: Первый день мобилизации. Дежурный Октябрьского военкомата Москвы принимает заявления об отправке на фронт/А. Устинов. 23 июня 1941 года/Главное архивное управление города Москвы

Сколько стоило откупиться от мобилизации во время Великой Отечественной

В годы Великой Отечественной войны некоторые представители мужского населения, проживающие в городах, могли быть освобождены от воинской службы на законных основаниях по разным причинам. Но были и те, кто зарабатывал на этом праве, готовя поддельные документы, позволяющие избежать призыва на фронт.

Официальное разрешение

В Москве забронированными оказались 45% мужчин, а в городах Западной Сибири привилегии получили 28%. К ним относились партийные руководители, директора заводов и фабрик, специализированные рабочие, производственные специалисты и сотрудники, отвечавшие за жизнедеятельность города. Также на фронт не попадали советские граждане, так или иначе задействованные в идеологической работе и пропаганде – артисты, художники, музыканты, писатели, поэты, учёные. Также запрет на службу распространялся на лиц, вышедших на свободу из ГУЛАГа, их родственников и представителей ряда национальностей. Конечно, под призыв не попадали те, кто по состоянию здоровья не годился для службы.

Но на войну могли не отправится и те, кто располагал финансовыми средствами и нужными связями. По данным НКВД, некоторые работники районных военкоматов и члены военно-врачебных комиссий за взятку от 2 до 10 тысяч рублей выдавали военнообязанным липовое свидетельство о болезни, ограждавшее их от службы в армии. В ходе расследования было выявлено несколько тысяч таких случаев. Так, в районном военкомате Пригородного района работники Новосёлов, Горбушин и Иванов за 38 тысяч рублей сняли с учёта семь человек, дезертировавших из Красной Армии. А зимой 1943 года в Московской области начальник Пушкинского призывного пункта Яптев, писарь Половинкин, врачи Турбевичев, Селезнев, Постников и Коквина освободили от службы более 100 человек.

Бизнес по-советски

Выдачу липовых справок поставили на поток четверо братьев Старостиных, играющих за ФК «Спартак». Они сами имели освобождение по спортивной линии, но решили «помочь» желающим отсидеться, пока другие воевали на фронте. Николай и Андрей Старостины из-за вовсе заявляли своим знакомым – после поражения в войне СССР будут одними из руководителей нового «русского спорта».
Также предприимчивые братья Старостины занимались спекуляцией через спортивное сообщество «Спартак». Следствие установило, что спортсмены таким образом заработали более 50 тысяч рублей, а на продаже брони выручили в разы больше. Старостины помогли избежать отправки на фронт руководителям и заместителям «Мосплодоовощторга» и магазинов «Молококомбината».