Хотя традиционная версия о самоубийстве Сергея Есенина в гостинице «Англетер» всё ещё популярна среди академических историков, многие поклонники великого поэта не сомневаются, что он был убит большевиками. В 2005 году на экраны вышел телесериал «Есенин», в котором убийцей поэта выступил его друг Яков Блюмкин. Есть ли реальные факты, подтверждающие данную гипотезу?
Близость к Есенину
Яков Блюмкин, прославившийся убийством германского посла в Москве, в 1920-х годах был не последним лицом в чекистской структуре, принимая участие в многочисленных провокаторских акциях спецслужбы.
В Москве Блюмкин, как и многие сотрудники ГПУ, «присматривал» за богемой, выдавая себя за начинающего литератора. Поэты-имажинисты, к которым относился Есенин, были близки к «левацкому» и анархическому крылу революции. Самому Есенину нравился Нестор Махно (чьё имя читается в имени героя поэмы «Страна негодяев» Номаха). Возможно, поэтому Есенин симпатизировал и Блюмкину, который одно время сотрудничал с махновцами.
На момент гибели Есенина Яков Блюмкин всё ещё входил в его ближний круг общения. Отойдя от имажинизма, автор «Пугачёва» и «Анны Снегиной» задумал выпускать журнал чисто крестьянской поэзии. И в этом ему вызвался помочь Блюмкин. Завоевывая благосклонность чекиста, Есенин преподносил ему подарки. Например, сохранилась книга «Русская революция в судебных процессах и мемуарах», на которой имеется дарственная надпись: «Якову на память. С. Есенин. 1925».
Улики
Версия о причастности Блюмкина к гибели Есенина возникла в 1970-1980-х годах.
«Именно Блюмкин допрашивал, истязал и убил Есенина», - такое предположение высказывает, к примеру, Виктор Кузнецов, автор книги «Сергей Есенин. Казнь после убийства».
Прямых фактов виновности Блюмкина пока не найдено, однако есть несколько косвенных. Во-первых, у чекиста были личные мотивы желать смерти поэта. В сентябре 1924 года в Баку произошёл инцидент: Блюмкин наставил на Есенина револьвер. Тогда Сергей Александрович спасся тем, что убежал и сам вооружился. Бросив вещи, он экстренно уехал в Тифлис. Современники полагают, что Блюмкин приревновал поэта к своей любовнице Елизавете Горской (Розенцвейг). Во-вторых, Блюмкин был близок ко Льву Троцкому и мог устранить Есенина по заданию последнего. А у Троцкого имелось немало причин ненавидеть Есенина. Видный большевик узнал себя в образе комиссара Чекистова в «Стране негодяев». Кроме того, Есенин открыто критиковал продвигаемых Троцким литературных Безыменских — поэт считал, что «пролетарскому искусству грош цена». Одно время милиция расследовала дело об оскорблении Троцкого Есениным. Примечательно также свидетельство племянницы поэта Светланы Есениной:
«Осенью 1925 года Блюмкин привел Есенина к Троцкому с надеждой на то, что Есенин согласится сотрудничать. Но Есенин не сказал «подумаю», он отказался сразу!»
Вероятное участие Блюмкниа позволяет сторонникам версии об убийстве обойти одну из основных нестыковок – факт появления предсмертного стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Его называют подделкой, сфабрикованной Блюмкиным. Для чекиста провернуть такое было не впервой. Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» со ссылкой на свидетеля-чекиста упоминает о том, что Яков Блюмкин был истинным «автором» предсмертного письма эсера Бориса Савинкова (по официальной версии, покончившего с собой в мае 1925 года в здании ВЧК).
Ключевой вопрос
Однако все соображения о виновности Блюмкина разбиваются о главный вопрос: был ли чекист в Ленинграде в конце декабря 1925 года и посещал ли гостиницу «Англетер» после смерти поэта? Сторонники гипотезы убийства располагают свидетельствами данных фактов. Однако другие есениноведы их опровергают:
«С августа 1925 года по июнь 1926-го Яков Блюмкин со спецзаданием находился в высокогорном районе Китая», — утверждает член Международного есенинского общества «Радуница» Лев Карохин.
Как бы то ни было, Яков Блюмкин в итоге оказался таким же «ненужным» и неудобным человеком в новой советской действительности, как и Есенин. На самом рубеже НЭПа, в 1929 году, он был расстрелян за тайную встречу с Троцким в Стамбуле.