06/04/23

За чекисты едва не расстреляли Поддубного

Одним из самых ярких эпизодов байопика «Поддубный» можно назвать сцену в ломбарде американского еврея, которому русский борец приносит свои награды. Спортсмен рассчитывает выручить деньги, чтобы купить билет на пароход, но получает за свои кубки и пояса сущие гроши. Между тем, и в реальной жизни отношения Ивана Поддубного с евреями складывались непросто. Мало кто знает, что жизнь «чемпиона чемпионов» могла оборваться в застенках Одесского ЧК, куда Поддубный попал как предполагаемый виновник еврейских погромов.

Инцидент в Одессе

Во время Гражданской войны Поддубный продолжал выступать в цирках южной России, и в начале 1920 года оказался в Одессе. Портовый город, издавна имевший репутацию «еврейской столицы», при большевиках фактически полностью оказался во власти национального меньшинства, которое составляло 40% населения Одессы. Одесскую ЧК возглавлял Борис Юзефович-Северный, который беспощадно расстреливал врагов советской власти и уголовников. Кроме того, главный одесский чекист был настоящей грозой антисемитов. Сотрудники «чрезвычайки» арестовывали всех, кто имел отношение к враждебным действиям против евреев.

Однажды чекисты нагрянули и в цирк к Поддубному, имея на руках свидетельства о том, то борец якобы участвовал в погромах и даже их организовывал. Недолго думая, следователи приговорили знаменитого спортсмена к расстрелу. Для кого-то другого, вероятно, этим бы всё и закончилось. Но Иван Поддубный считался гордостью России, его фигура была очень узнаваемой. Многие из чекистов в своё время тоже ходили смотреть цирковую борьбу. Да и для белой пропаганды расстрел Поддубного стал бы козырем. Поэтому в деле «короля борцов» решили разобраться более тщательно. И не зря. Выяснилось, что в погромах на самом деле обвиняли вовсе не Поддубного, а другого борца, носившего похожую фамилию Поддубов. В итоге легендарного спортсмена отпустили на свободу. Что касается Поддубова, то он уже был недосягаем для одесских чекистов, так как успел бежать за границу вместе с белогвардейцами.

«Сохранилась справка Одесской губернской Чрезвычайной следственной комиссии от 20 февраля 1920 года, реабилитировавшая Поддубного», — отмечал советский автор биографии борца Дмитрий Жуков.

Мог ли Поддубный быть антисемитом?

По-видимому, обвинение Поддубного в антисемитизме действительно могло возникнуть только из-за неразберихи. С евреями Иван Максимович жил бок о бок с детских лет. Богодуховка, в которой родился будущий богатырь, была большим селом, и здесь проживало немало евреев, державших лавки и постоялые дворы. Для запорожских казаков, происхождением от которых гордился Поддубный, ненависть к евреям была нехарактерна. В исторических бумагах упоминаются такие казачьи фамилии, как Израитель, Жиденко и другие. Впрочем, по вероисповеданию эти люди, явно имевшие еврейских предков, были христианами. Однако казаки Запорожской Сечи не могли прожить без еврейской торговли и оборотистости в делах. Не случайно «бойкий» Янкель в повести Гоголя «Тарас Бульба» роняет такую фразу:

«Я везу всякий нужный запас для казаков и по дороге буду доставлять всякий провиант по такой дешевой цене, по какой ещё ни один жид не продавал».

Постоянно сталкивался Поддубный с евреями и позднее, хотя собственно среди борцов выходцев из местечек практически не было (некоторые источники, упоминают, однако, о еврейских корнях Георга Луриха и Александра Касперовича). Отметим, что дело тут было не в какой-то особой «неспортивности» ближневосточного народа. Достаточно вспомнить, что в американском рестлинге, являющимся своеобразным развитием цирковой борьбы начала XX века, блистали такие борцы как Билл Голдберг или Лоуренс Симон, выступавший под «русским» псевдонимом Борис Маленко.

Еще один аргумент в пользу того, что Иван Максимович не страдал национальными предрассудками – его достойное поведение в годы Второй мировой войны. Поддубный не принял предложения о сотрудничестве с нацистами, хотя работал маркером в бильярдной Ейска, куда захаживали немецкие офицеры.