ЧК и КГБ на протяжении существования Советского Союза старались делать ставку на знаменитостей. В отличие от рядовых граждан, представители богемы могли спокойно общаться с иностранцами, а, следовательно, добывать полезную информацию. Одним из таких завербованных агентов был народный артист РСФСР Михаил Козаков, который позже свои «похождения» с иностранками объяснял работой на КГБ.
Помешала любовь
Сотрудники спецслужб обратили внимание на Козакова в 1956 году. На тот момент выпускник школы-студии МХАТ только приступил к работе в Театре имени Маяковского, но уже успел исполнить главную роль в популярном фильме «Убийство на улице Данте».
Козаков в отделении милиции оказался добровольно – явился, так как получил повестку. Его начали расспрашивать подробно о семье и работе, но об истинной цели правоохранителей он догадался только во время третьей встречи. Позже артист признавался – ему было сделано предложение, на которое он просто не мог ответить отказом.
Сначала от Козакова потребовали соблазнить американскую журналистку Колетт Шварценбах, которая сотрудничала с газетой The Washington Post и преподавала русский язык при американском посольстве. Предположительно, она должна была иметь доступ к ценным сведениям. В успехе артиста никто не сомневался. Харизматичный, очаровательный, известный… Ну что ещё нужно девушкам?
Первое задание Козаков провалил, так как влюбился в американку. В один момент он просто признался ей, какую задачу перед ним поставили в КГБ. Собственно, на этом, полагал Козаков, его сотрудничество со спецслужбами завершилось.
Чистосердечное признание
На протяжении долгого времени Гамлету (оперативная кличка Козакова) действительно не давали поручений. Видимо, ждали удобного момента. И вот он наступил.
От артиста потребовали пригласить к себе в гости секретаря американского посла. Там дипломата напоили, обокрали и скомпрометировали, после чего ему пришлось спешно покинуть СССР.
Такая дружба с КГБ дала свои плоды. Козаков пользовался определённой свободой – ему разрешали ставить и играть практически всё. Но при этом отказывать в выполнении поручений или «идеологического заказа» артист не мог. Так, всего за два года (1980-1981) ему пришлось сыграть Феликса Дзержинского сразу в трёх фильмах.
Сотрудничество с советскими спецслужбами тяготило Козакова на протяжении всей жизни. Уже в преклонном возрасте в автобиографической книге «Третий звонок» актёр наконец-то признался, что 32 года тесно взаимодействовал с КГБ.