27/04/23

Сонная эпидемия 1921 года: как румыны принесли в СССР эпидемию летаргического энцефалита

Порой человечество посещают воистину странные болезни, объяснить происхождение которых не видится возможным. Как правило, они неожиданно возникают, как убийца из-за угла, для того, чтобы в скором времени бесследно исчезнув, оставив после себя лишь горы трупов и изумление исследователей.

Таких таинственных болезней было довольно много: английский пот, танцевальная чума, пемфигус, однако особняком от них от всех отстоит эпидемия летаргического энцефалита Экономо, прокатившаяся по миру в начале прошлого века.

Симптоматика

Вероятно, эта болезнь впервые проявилась еще в XVII веке в Лондоне, но, недолго позверствовав, бесследно пропала на два столетия, чтобы с новой силой вернуться зимой 1916-1917 годов, отправляя заболевших в смертельный сон.

Одними из первых тяжесть этого заболевания испытали сражающиеся под Верденом солдаты Антанты. Исследователи выдвигают предположение, что болезнь могла быть логическим продолжением свирепствовавшей в те же временные рамки эпидемии испанки. Впрочем, есть точка зрения, что сонный энцефалит просто «наложился» на и без того ослабленные гриппом организмы европейцев.

Любопытно, что, возможно, с болезнью мог столкнуться молодой ефрейтор Гитлер, и есть основания полагать, что специфика заболевания могла негативно сказаться на его психическом состоянии.

Пик эпидемии пришелся на 1921-1922, когда непонятная болезнь широко распространилась по всему свету. Клиническая картина болезни в полной мере соответствует названию: у больных неожиданно появлялась странная и ничем необъяснимая сонливость.

Люди засыпали во время работы, ходьбы и даже еды. Разбудить такого больного было практически невозможно, а в скором времени сон сменялся комой, а за ней следовала смерть.

Заболевание сопровождалось высокой температурой, параличом глазных мышц, носило инфекционный характер и распространялось воздушно-капельным путем. Ученые полагают, что болезнь унесла не меньше 1,6 млн жизней, что составляет примерно треть от всех заболевших, а некоторые выжившие так и не сумели оправиться, став «живыми статуями» не способными двигаться и говорить.

Эпидемия летаргического энцефалита в СССР

К СССР болезнь подобралась со стороны Румынии, просочилась через границы УССР и первую заметную вспышку вызвала на территории Нижегородской губернии, где заболело 18 мужчин и 13 женщин.

До Москвы болезнь добралась к сентябрю 1922 года, а уже к началу следующего 1923 года в столице Союзного государства было зафиксировано порядка 100 случаев заболевания.

«Энцефалит не представляет из себя болезни пролетарских классов: больные рекрутируются из всех слоев общества» - замечал московский врач-невролог Михаил Маргулис, который находился на передовой борьбы с новой напастью. Доктор отмечал, что болезнь проявлялась по-разному, но чаще всего выражалась именно в летаргической форме: больные впадали в сон и могли проводить в таком состоянии долгие недели, а примерно каждый четвертый случай заболевания оканчивался гибелью.

В СССР предпринимались оперативные попытки справиться с новой болезнью, но, впрочем, они не привели к особо заметным результатам. Был написан ряд монографии, выдвинуто несколько гипотез, но дальше этого дело не пошло. Что, отчасти, связано с тем, что загадочная болезнь, быстро прокатившись по всему миру, почти полностью исчезла к 1925 году.

Впрочем, в наше время эту болезнь в исключительно редких, единичных случаях все еще фиксируют в разных регионах планеты, но она представляет огромную редкость и воспринимается учеными как некий реликт, условная «рыба латимерия» от мира заболеваний.