«Советская Жанна Д’Арк»: зачем Александра Ращупкина три года притворялась мужчиной

История отважной кавалерист-девицы Надежды Дуровой известна всем. Чуть менее известна история казачки Татьяны Маркиной, переодевшейся мужчиной и дослужившейся во время Семилетней войны до чина унтер-офицера, а затем и капитана. Случались такие переодевания и в годы Великой Отечественной войны.

Как Саша Ращупкина попала на фронт

Родилась Александра Митрофановна Ращупкина в 1914 году в Узбекистане, в семье русских переселенцев. Когда в Узбекистан пришла коллективизация, бойкая Саша стала одной из первых девушек, освоивших трактор. Работала трактористкой, вышла замуж. Молодая семья перебралась в Ташкент. Родились дети, однако малыши умерли совсем маленькими.

Когда началась война, мужа Александры призвали на фронт. Молодая женщина осталась в опустевшем доме одна – ни деток, ни любимого мужчины. Поэтому, вероятно, она и приняла решение не ожидать в тылу окончания войны, а тоже сражаться с врагом. Однако, в военкомате молодую женщину и слушать не стали. Отправили ее домой и во второй, и в третий раз...

Через год своих хождений, уже в 1942, Александра решилась на крайнюю меру: она коротко остригла волосы, оделась по-мужски и в таком виде явилась в военкомат. Неразбериха тогда царила страшная, лишь этим одним и можно объяснить, что Сашу взяли на фронт, не особо обращая внимания на документы, и записали Александром Ращупкиным.

Сначала ее направили в Подмосковье, на курсы шоферов. А затем – под Сталинград, учиться управлять танком. Вероятно, сыграло роль то обстоятельство, что до войны Саша была знакома с сельскохозяйственной техникой. Как известно, в годы войны многие трактористы попадали именно в танковые части.

Во время медосмотра случился казус: врач заявил, что он обязан доложить начальству о том, что курсант Ращупкин – женщина. Позднее Александра Митрофановна рассказывала, что ей не без труда удалось убедить врача промолчать. Он сдался лишь после того, как Саша твердо заявила, что все равно прорвется на фронт, не тем, так другим образом. Вздохнув: «Ну и девка, просто Жанна Д’Арк...», доктор поставил в документе необходимую закорючку.

Как Александра стала Сашкой-сорванцом

Так Александра стала механиком-водителем легендарного танка Т-34. Правда, прежде чем оказаться за рычагами «тридцатьчетверки», ей и другим курсантам школы пришлось по-пластунски преодолеть линию фронта. За три дня до окончания обучения их школа подверглась авианалету, немцы рвались к Сталинграду. Оказавшись в тылу врага, новоявленные танкисты вынуждены были пробираться к своим. Ращупкина вместе со всеми ползла и пряталась, вжимаясь в землю во время обстрелов, и больше всего ее волновала даже и не вполне вероятная гибель, а... тот факт, что новенькое обмундирование неумолимо превращается в клочья.

Этому испытанию тоже пришел конец, и Саша стала бойцом 62-й армии Василия Чуйкова. Позднее она вспоминала, что, впервые увидев танк, не на шутку испугалась: как же она справится с эдакой махиной?! Справилась! Храбро воевала в боях за Сталинград, и прошла вместе с легендарной Гвардейской армией Чуйкова весь боевой путь от Волги до Польши.

Как ни удивительно это прозвучит, Саша, воюя бок о бок с мужчинами, три года с успехом скрывала тот факт, что она женщина. Сама она вспоминала позже, что раздеваться приходилось не так уж и часто. Возможность искупаться танкистам выпадала редко, и всякий раз Саша делала это в одиночестве, вызывая беззлобные насмешки товарищей: «Сашка-то наш, как девка стыдливый!». Внешне невысокая и худенькая женщина походила на мальчишку: у нее были довольно широкие плечи, узкие бедра и крохотная грудь. А уж что касается поведения, манер и, главное, храбрости в бою, то их лучше всего охарактеризует прозвище, которое танкисту Ращупкину дали однополчане: «Сашка-сорванец».

Как открылась правда

В феврале 1945 года в боях за польский город Бунцлау (сейчас Болеславец), Т-34 Ращупкиной попал в засаду немецких «Тигров» и был подбит. Саша сумела выбраться из горящего танка, но получив тяжелое ранение в бедро, упала рядом со своей пылающей машиной. Танкист из другого экипажа, видя, что Сашка-сорванец ранен, бросился на помощь товарищу. Оттащил в сторонку и принялся перевязывать рану, из которой хлестала кровь. Разорвал на раненом штаны и... мать честная! Да это ж девка!

Надо думать, этот танкист довольно долго был главным героем солдатских посиделок, во время которых его снова и снова просили рассказать о том, как он узнал, что Сашка-сорванец, оказывается, девчонка!

Тем временем, в полку разразился грандиозный скандал. Храброй женщине грозили серьезные неприятности. Однако, за новоявленную «танкист-девицу» вступился сам генерал Чуйков. Сашу не наказали, лишь переделали документы на женские имя и фамилию. И даже разрешили продолжить службу – уже как женщине. Однако, повоевать больше «Сашке-сорванцу» не пришлось, война кончилась.

После войны Александра Ращупкина прожила долгую и насыщенную жизнь. Она счастливо дождалась с фронта своего супруга. Вместе они перебрались из Средней Азии в Куйбышев. Александра Митрофановна окончила политехнический институт, стала инженером. Она много выступала перед молодежью и школьниками, возглавляла объединение женщин-фронтовичек.

Из жизни А. М. Ращупкина ушла 2010 году.