09/07/23

«Степные кентавры»: самые необычные ритуалы похорон донских казаков

Традиция похорон казака в форме и с личным оружием имеет древние корни в языческих славянских обычаях. У казаков существовало множество причин для обязательного выполнения этого обряда. В монографии «Конь в казачьей культуре» А. Яровой отмечает, что донского казака называли «степным кентавром», так как конь сопровождал его от рождения до смерти. Конь в славянской мифологии играл роль «связующего звена» между двумя мирами, являясь одновременно земным существом и сакральным проводником. Именно поэтому казаки почитали коня и заботились о нем.

После смерти конь оставался рядом. В древности животное хоронили или сжигали вместе с всадником. Позднее эта традиция превратилась в обычай помещать в гроб казака рядом с оружием подкову его верного коня. Казачьие похороны завершались оружейными выстрелами и скачками, которые помогали разрушить преграду между миром живых и мертвых и облегчить путь казачьей душе.

В казачьих песнях часто встречается мотив, где конь отправляется к родным с сообщением о гибели сына. Народное творчество иносказательно передает, что погибший казак не убит, а женился, взяв в жены могилу-девицу. На коне казак совершал свой последний путь, отдавая верного друга за возможность попасть в Царствие Небесное.

Е. Бородина, изучая православную веру в традициях казачества, отмечает, что каждый казак мечтал быть похороненным на Родине, так как это облегчало попадание в рай. Понимая, что не всегда возможно перевезти тело домой, казаки всегда брали с собой горсть родной земли. Они черпали ее на могиле родителей или рядом с церковью, помещали в красиво расшитую ладанку и дополняли рукописной молитвой. Ладанку подвешивали рядом с нательным крестом на груди.

Во время похорон в чужбине землю из ладанки высыпали первой в могилу. Считалось, что так казачья душа обретает спасение, очищается и попадает в рай, несмотря на то, что тело похоронено в чужом краю. Интересно, что казачью могилу старались копать оружием, так как оно выполняло посредническую функцию перехода из мира живых в мир мертвых.

У донских казаков существовала еще одна интересная традиция. За гробом умершего обязательно несли камень, который брали со двора покойника, заворачивали в платок и после погребения кладли сверху могильного холмика. Эти камни называли ключами или стражами, и их функция состояла в охране могилы, «наблюдении» за душой на том свете и подтверждении ее будущего воскрешения.