29/11/20
Фото: Матиас Карлсон

Столкновение над Боденским озером: в чем европейцы обвиняли российских пилотов

В этой авиакатастрофе с участием российского Ту-154 и итальянского «Боинга», случившейся 18 лет назад, погибло свыше 70 человек, подавляющее большинство жертв находилось в отечественном авиалайнере.

За три месяца до опубликования немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий (BFU) отчета о причинах произошедшего над Боденским озером (документ был обнародован спустя 2 года после трагедии) осетин Виталий Калоев зарезал швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена – как впоследствии выяснилось, во многом именно по вине Нильсена лайнеры и столкнулись.

Официальная реакция Skyguide и западных СМИ

Обломки самолетов после столкновения 1 июля 2002 года упали в районе немецкого города Иберлингена, их разбросало в радиусе 30 км. В авиакатастрофе погибли 69 человек, летевших на Ту-154 «Башкирских авиалиний» и двое пилотов «Боинга». В российском самолете находились в основном дети (по данным РИА Новости, 52 человека) и сопровождавшие их родители – школьники летели на отдых в Испанию. Помимо пассажиров на борту Ту были 9 членов экипажа.

Практически сразу после трагедии, до предварительного расследования, швейцарская частная диспетчерская компания Skyguide, управлявшая авиадвижением в данном районе, сделала заявление о причинах случившегося. В нем Skyguide полностью снимала с себя вину за произошедшее и возлагала ее на российского пилота, который вел радиопереговоры с диспетчером Петером Нильсеном. Россиянина упрекнули в плохом знании английского языка и «крайнем утомлении» – якобы вследствие этих причин русские не поняли, что им надо делать, и это привело к столкновению.

Еще не были обнародованы записи с «черных ящиков» Ту-154 и «Боинга», а западные СМИ начали публиковать статьи о том, что в России патовая ситуация с гражданской авиацией, у пилотов сверхнагрузка по полетам, что недопустимо по международным нормам – главный посыл этих материалов совпадал с официальной позицией Skyguide.

Выводы BFU

Итоги почти двухгодичного расследования этой катастрофы, опубликованные в мае 2004 года германским ФБР авиационных происшествий (Bundesstelle für Flugunfalluntersuchung) на немецком и английском языках, занимают 14 страниц. Отчет и сейчас находится в открытом доступе в интернете.

В перечне прямых и косвенных причин, приведших к столкновению лайнеров над Боденским озером, подавляющее большинство указывает на нарушения в работе Skyguide: согласно выводам экспертов, диспетчер Петер Нильсен слишком поздно заметил опасность сближения двух пассажирских самолетов, а когда он дал команду на снижение, это уже не могло предотвратить столкновение. Кроме того, рабочий график в Skyguide был выстроен так, что во время управления полетами по ночам в диспетчерском центре находились не все сотрудники, чье присутствие являлось обязательным. На протяжении ряда лет в Skyguide во время низкого трафика в зоне ответственности компании в диспетчерском центре дежурил только один диспетчер, что было недопустимо по международным правилам.

Выводы BFU касались и вины российских пилотов – по мнению германских экспертов, надо было следовать указаниям системы по уменьшению риска столкновения воздушных судов (TCAS, она по международным стандартам устанавливается на всех авиалайнерах тяжелее 5,7 тонн и перевозящих более 19 пассажиров), а не доверяться инструкциям швейцарского диспетчера, которые в итоге и привели столкновению самолетов. По TCAS у BFU был отдельный вывод: международные правила обращения с этой системой не были едиными и нередко противоречили национальным стандартам – у России, к примеру, если у пилотов возникала дилемма, кому верить – TCAS или авиадиспетчеру, выбор делался в пользу последнего.

Кто виноват

Виталий Калоев за убийство Петера Нильсена отсидел 2 года (приговаривали к восьми) и вернулся в Россию. В Северной Осетии его встретили как героя. Родственникам 41 погибшего в той авиакатастрофе Skyguide выплатила около 159 тысяч долларов на каждого – в обмен на отказ предъявлять швейцарцам судебные требования, еще 30 родственников отказались принять деньги и намеревались подать в суд на диспетчерскую компанию.

В сентябре 2007 года в швейцарском Бюлахе был вынесен приговор в отношении 8 сотрудников Skyguide. Как писал тогда «Коммерсант», половину из них признали виновными в причинении смерти по неосторожности, трое получили условные сроки (по году), одного приговорили к штрафу (13,5 тысяч швейцарских франков). Четверых работников Skyguide оправдали. Примечательно, что все они были диспетчерами, осудили лишь менеджеров компании.