07/03/18
х/ф Белое солнце пустыни

Существовало ли у мусульман СССР многоженство

Как известно мусульманская вера разрешает мужчине иметь до четырех жен. Правда, только в том случае, если он может их всех обеспечить. Во времена существования Российской Империи препятствий для данной традиции не существовало. Однако с приходом Советской власти многоженство вынужденно было уйти в подполье, но не пропало совсем.

Закон суров

Официально многоженство, процветавшее в Средней Азии и на Кавказе, было запрещено сразу после окончания Гражданской войны в 1921 году. Отдельным законом власти страны также запретили получения калыма за жену в Туркестанской АССР. Тем не менее, еще около пяти лет все оставалось по-прежнему до тех пор, пока в 1926 году в уголовный кодекс РСФСР не была внесена статья, карающая за многоженство. При этом браки, заключенные до 1926 года, в которых у мужа было несколько жен, признавались законными. Советские власти наивно полагали, что при новом строе с уходом от религиозной жизни жители Средней Азии сами откажутся от полигамии в семье. Увы, этого не произошло, поскольку для любого мужчины мусульманина традиции предков превыше любых светских законов. В реальности многоженство просто ушло в подполье. К тому же наличие нескольких жен было явлением не столь распространенным, как это принято считать. Дело в том, что позволить себе вторую жену мог лишь обеспеченный человек, тогда как бедняки, которых было большинство, даже первым браком сочетались лишь к сорока годам. Вторую жену в Советские годы в Средней Азии могли себе позволить лишь крупные партийные и хозяйственные начальники, которым обойти закон не представляло особых проблем.

Муж - есть, прав – нет

Как правило, в Средней Азии во времена существования Советского Союза первый брак официально оформляли в ЗАГСе, тогда как второй и последующий тайно скрепляли религиозным обрядом - никаха. Остался и калым. При этом уголовных дел за данные преступления практически не возбуждали, из-за отсутствия доказательной базы. При этом по данным правоохранительных органов случаи, когда бедные семьи отдавали в качестве вторых жен 14-15 летних девочек богатым односельчанам, было множество. До Великой Отечественной войны данный факт удавалось держать в тайне. Однако как только в Среднюю Азию начали массово эвакуировать жителей европейской части страны факты многоженства стали достоянием гласности. Тем не менее, ни родители, ни сами вторые жены в суд идти не спешили, а потому и уголовных дел по данному поводу не возбуждалось.

Единственным существенным минусом для вторых жен являлся тот факт, что с юридической точки зрения они были абсолютно бесправными. При наличии детей они считались матерями одиночками, а после смерти мужа не имели никаких прав на наследство. В то же время часто второй женой брали супругу погибшего родственника, чтобы помочь его семье материально. В Средней Азии известно достаточно много примеров подобных браков, совершенных в послевоенный период. При этом если в деревнях к наличию у человека второй жены относились доброжелательно, то в городах данная традиция понимания, как правило, не находила. Большевики оказались правы. Влияние светских норм жизни со временем внесло свои коррективы. В городах Средней Азии было построено множество предприятий с инженерным составом из других республик СССР, которые привнесли в жизнь местных жителей европейские правила и традиции. Тем не менее, после распада СССР с преобразованием республик Средней Азии в самостоятельные государства традиции многоженства вновь расцвели пышным цветом. Иметь вторую жену стало не только можно, но и престижно.