15/07/21

Территории каких стран едва не стали частью России

Вряд ли можно рассказать, даже вкратце, обо всех. Мы отобрали семь наиболее вероятных вариантов. Русская Америка не включена по той причине, что она и так была российской колонией долгое время.

Гилян и Мазендеран (Северный Иран)

В 1722 году, по окончании войны со Швецией, Пётр I предпринял поход на Персию. Войска шли как Волгою и Каспийским морем, так и сушею по западному берегу Каспия. В результате русских побед в сентябре 1723 года был заключен мирный договор, по которому Персия уступала России не только нынешние Дагестан и Азербайджан, но и всё южное побережье Каспийского моря – нынешние провинции Ирана Гилян и Мазендеран.

После смерти Петра Великого новые правители России считали слишком обременительным удержание этих отдалённых земель. В 1732 году, при царице Анне Иоанновне, был заключён договор в городе Реште (в Гиляне), по которому Россия без всякой компенсации отказалась от всех завоёванных Петром у Персии территорий.

Интересно, что в 1920 году на этих же землях большевики создали Персидскую советскую республику, просуществовавшую один год.

Мальта и Ионические острова

В 1798 году Суверенный Совет Мальтийского ордена обратился к российскому императору Павлу I с просьбой о покровительстве и избрал его своим Великим магистром. Сам остров Мальта был в это время захвачен французами. В 1799 году Павел I начал войну с Францией, в ходе которой русские войска при поддержке флота овладели Ионическими островами. В 1800 году Павел помирился с Бонапартом.

Новая ситуация позволяла обменять у Франции Ионические острова на Мальту. После же того, как Англия захватила Мальту, Россия могла бы обосноваться на Ионических островах. Формально там была учреждена республика под совместным протекторатом России и Турции. Но сын Павла Александр I в 1806 году рассорился с Турцией, а в 1807 г. по Тильзитскому миру уступил Франции все права на Ионические острова.

Гавайские острова

Гавайские острова, впервые замеченные испанскими мореплавателями в XVI веке, долго не посещались европейцами. В конце XVIII века их впервые подробно исследовал английский мореплаватель Джемс Кук. После этого европейцы, особенно англичане и французы, начали проявлять интерес к архипелагу. Но там уже существовала своя государственность, созданная аборигенами – канаками. В 1810 году местный вождь Камеамеа объединил под своей властью все острова. А в 1815 году там попыталась обосноваться Российская Американская компания (РАК) и присоединить Гавайи к Русской Америке.

В 1816 году капитан РАК Георг Шеффер основал на Гавайях три русских форта. Однако в следующем году РАК была выбита оттуда пиратской экспедицией американцев с помощью туземцев. Проект РАК о вооружённой экспедиции и колонизации Гавайских островов был представлен Александру I, но царь отклонил его.

В Тихом океане русскими экспедициями начала XIX века был открыт ряд островов, которые могли бы принадлежать России по праву первооткрывателя: риф Крузенштерна и остров Лисянского в тех же Гавайях, острова Россиян в архипелаге Туамоту, острова Сенявина (в Микронезии) и др.

Новая Гвинея

В 1870-80-е гг. русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай подробно исследовал часть северного берега острова Новая Гвинея. Он неоднократно пытался заинтересовать правительство и общественность России колонизацией этой территории. Но первый его проект, представленный в 1875 году, наткнулся на отказ правительства «ввиду отсутствия там русских интересов».

А вот правительства Англии и Германии вовсе не считали, что их интересы там отсутствуют. Ввиду начавшейся колониальной экспансии европейцев Миклухо-Маклай ещё и ещё раз обращался к правительству и к самому императору Александру III. В 1884 году специальное правительственное совещание отклонило проект Маклая под тем предлогом, что Германия уже заявила права на эту территорию. Маклай через газеты обратился к обществу и собрал 1200 подписей желающих участвовать в создании русской колонии. Но в 1886 году Александр III запретил дальнейший ход любым инициативам по этому делу.

Абиссиния (Эфиопия)

В конце XIX века европейские державы заинтересовались Эфиопией. В 1889 году русский путешественник Н.И. Ашинов собрал 150 добровольцев- казаков и основал колонию в Джибути. Но на эту территорию претендовала Франция. Колония Ашинова была уничтожена, оставшиеся в живых колонисты доставлены в Россию, где в свою очередь были репрессированы царским судом.

В 1894 году Италия попыталась захватить всю Абиссинию. Русский путешественник Н.С. Леонтьев находился в это время на дипломатической службе у негуса Менелика II. Ему удалось склонить русское общество и правительство к помощи Эфиопии. Негус в 1896 году разгромил итальянцев и выразил готовность перейти под официальный протекторат России. Но Николай II не пожелал принять христианскую Эфиопию под своё покровительство, боясь осложнений в отношениях с европейскими странами.

Маньчжурия и Корея

В последние годы XIX века началось проникновение России в Северо-Восточный Китай и строительство там Китайско-Восточной железной дороги и базы Порт-Артур. В Маньчжурии был основан город Харбин – крупнейшая русская колония в Китае. На некоторых русских картах того времени Маньчжурия изображалась как часть России, приобретённая в царствование Николая II.

Одновременно русские компании получили концессии в Корее, а русский посланник в Сеуле пользовался огромным влиянием на королевский двор Кореи. Эта деятельность России вызвала противодействие Японии. Всё решила русско-японская война 1904-05 гг. Потерпев в ней поражение, Россия вынуждена была отказаться от влияния в Корее, а её присутствие в Маньчжурии ограничилось только северной частью.

Босфор, Дарданеллы и Великая Армения

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, министры иностранных дел Англии, Франции и России подписали секретное соглашение о разделе Османской империи. После войны к России должны были отойти Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы с прилегающими территориями на европейском и азиатском берегах, а также населённые до войны армянами территории Восточной Анатолии с выходом к Средиземному морю (Великая Армения). Соглашение осталось без исполнения ввиду того, что в 1917 году Россия, в которой произошла революция, вышла из войны.

Вероятно, если бы присоединение Константинополя осуществилось, то он бы стал ещё одной, наряду с Петербургом и Москвой (а возможно, что и первой среди них), официальной столицей Российской империи.