10/01/19

В каких православных храмах нельзя проходить таинства прихожанину РПЦ

Таинства – главные священнодействия в христианстве, в которых прихожанин соприкасается с благодатью божьей – духовной, нетварной энергией. При этом принципиальное значение имеет Церковь, где планируется совершение таинства.

Согласно канонам Православия, все семь Таинств (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Священство, Елеосвящение) имеют божественную природу, и в каждом из них христианину передается особая благодать. По мере разделения христианства на множество Церквей остро встал вопрос о возможности совершать таинства в инославных храмах, так как появились существенные различия в догматах. Например, если православные и католики имеют расхождения в самой процедуре таинств, то большинство протестантов признают только два из них – крещение и причастие.
Православный богослов Александр Шмеман отмечает, что таинства другой местной Церкви могут быть признаны Русской Церковью, однако важно выполнение одного условия – догматического согласия. Насколько оно достижимо?

В XX столетии после тысячелетнего забвения контакты между православной и католической церковью стали более тесными. В первую очередь это связано с активной эмиграцией представителей Русской Православной Церкви на Запад. В 1965 году даже были отменены анафемы, наложенные друг на друга Римом и Константинополем в 1054 году.

Второй Ватиканский собор, продолжавшийся с 1962 по 1965 год, выпустил постановление, согласно которому католикам разрешено причащаться в православных храмах. Папа Павел VI в обращении к верующим тогда заявил, что, находясь под пастырским окормлением Русской Церкви, они продолжают оставаться католиками. А в 1969 году уже Священный Синод постановил, что католики и старообрядцы за неимением возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей могут причащаться в православных храмах.

Однако постановление РПЦ было опротестовано Константинополем. Там заявили, что подобные решения не могут приниматься на уровне поместной Церкви. В Москве ответили, что к этому их вынудила ситуация, сложившаяся в СССР. Тем не менее, в 1986 году Синод отменил действие своего постановления. Характерно, что оно касалось причащения представителей других христианских конфессий в православных храмах. А могут ли православные принимать участие в католических, протестантских или старообрядческих таинствах?

Византинист, клирик Храма Гроба Господня в Иерусалиме Александр Занемонец отвечает на это так: «На сегодняшний день не существует церковного разрешения православным участвовать в таинствах инославных Церквей». По его словам, можно лишь православным священникам проявлять к инославцам пастырскую заботу, а также давать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.
Религиозный историк и публицист, протоиерей Русской Православной Церкви в Англии Андрей Филлипс объясняет такой запрет тем, что вне Церкви таинств не существует. Другими словами, католики, протестанты, как и христиане других конфессий с точки зрения Православия находятся вне истинной Христовой Церкви, а поэтому их таинства недействительны.

Тем не менее, отношение православных к таинствам в Римско-Католической Церкви неоднозначное. По словам Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), эта тема на сегодняшний день не имеет общепринятого ответа среди духовных лиц, свои точки зрения существуют в Поместных Церквах, и даже в рамках одного прихода два священника могу выражать на этот счет разные мнения.

Конечно, в официальных документах РПЦ четко прописаны нормы отношения к инославию, их следует считать официальной позицией Церкви. Но там речь не идет о признании или непризнании Таинств Католической Церкви, в документе лишь отмечается, что Ватикан обладает апостольским преемством рукоположений.
Иларион обращает внимание на один нюанс: если католик решит принять православие, то де-факто он будет иметь право признавать таинства Католической Церкви. Дело в том, что в случае принятия католиком или протестантом православия не совершается обряд повторного крещения, а значит таинство, проведенное в лоне прежней церкви, должно считаться действительным.

Представители РПЦ признают, что в трактовке таинств может существовать весьма широкий спектр мнений, но верующие должны быть последовательны в другом: евхаристического общения между православными и католиками не существует, равно как православный не может причащаться у католика.
Возможно ли в обозримом будущем литургическое общение между православными и католиками? По словам доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, об этом не может быть и речи до тех пор, пока православные и католики не придут к единству. В настоящее время это не достижимо. Протоиерей предостерегает тех, кто сегодня допускает возможность примирения двух Церквей без достижения согласия по важнейшим богословским вопросам. С его слов, они «проявляют личную, излишнюю, близкую к хамству смелость».

Однако никакого запрета на посещение католических храмов для православных не существует, продолжает Свешников, равно как никто не будет препятствовать заключению браков между православным с католиком. Более того, у РПЦ нет единого мнения, признавать Ватикан еретической церковью или нет.

Куда сложнее ситуация с храмами Константинопольского Патриархата, в которых еще недавно любой православный россиянин мог приобщиться к Святым Таинствам. Это связано со скандальным решением Константинопольского Патриарха Варфоломея передать томос об автокефалии Украинской Церкви, которая с 1686 года является метрополией Московского Патриархата.
Уже известно, что Русская Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинополем, но многим верующим по-прежнему неясно как себя вести, посещая храмы, которые находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. По словам протоиерея Владислава Цыпина, сегодня в отношении Константинополя действуют те же правила, что и в отношении Ватикана. Молиться и поклоняться святыням никто не возбраняет, а вот на причащение и участие в других таинствах наложен запрет. Также, по его мнению, не стоит подавать записки для поминовения на проскомидии или ектении, хотя официально это не запрещено.

Тоже самое относится и к новоявленному Киевскому патриархату Константинопольского подчинения. Представители РПЦ не признают ни его таинства, ни его священников, так как считают эту Церковь «раскольническим образованием».

Нельзя православному причащаться и в Армянской Апостольской Церкви, так как между ней и РПЦ существуют неразрешимые догматические противоречия. Одно из наиболее главных, ААЦ относится к монофизитским церквам, где в Христе признают только божественное начало, тогда как в понимании диофизитской Русской Церкви Христос объединяет в себе свойства и Бога, и человека.