05/12/20

В каком случае Крупская подписывалась как Надежда Ленина

Все привыкли называть жену Владимира Ильича Ленина Надеждой Константиновной Крупской. Официально она носила фамилию Ульянова. Однако однажды Крупская-Ульянова ненадолго превратилась и в Ленину.

Законный брак

На самом деле Крупская – это девичья фамилия супруги вождя пролетариата. А, как известно, Надежда Крупская и Владимир Ульянов заключили официальный брак. Как утверждает Николай Семенов-Мерьский, автор книги «Жизнь и смерть Владимира Ульянова-Ленина», обряд венчания состоялся в 1898 году в Петропавловском храме села Шушенское. Эта мера была вынужденной. Ссыльная Крупская приехала в Шушенское из Уфы для того, чтобы быть рядом с Ульяновым. Однако ей было поставлено условие: либо она возвращается обратно, либо выходит замуж за Ленина и уже на законных основаниях остается в Шушенском.

О том, что венчание действительно произошло, свидетельствует соответствующая запись в церковной метрической книге. Мало того, если верить Владимиру Фортунатову, автору издания «Новейшая история России в лицах, 1917-2008», после заключения брака Надежда Крупская взяла фамилию мужа, став Ульяновой. По крайней мере, по словам Фортунатова, во всех официальных документах Крупская проходила как Ульянова. Но для революционных товарищей она навсегда осталась Крупской. Девичья фамилия превратилась в партийное имя. По документам супруги числились Ульяновыми, но все знали их исключительно как Крупскую и Ленина.

«Н. У.», «Н. К.» и другие подписи

Впрочем, фамилией Ульянова, доставшейся ей в результате замужества, Надежда Крупская все же пользовалась частенько, причем, как до, так и после революции. Семен Рубанов и Семен Негинский, авторы издания «Крупская в Петербурге-Ленинграде», утверждают, что архивы хранят множество писем за подписью Н.К. Ульяновой, направлявшихся от имени Выборгской управы, членом которой Крупская стала в 1917 году, в различные учреждения. Некоторые статьи, опубликованные в прессе, Надежда Константиновна подписывала «Н. У.». Это однозначно две первые буквы имени и фамилии жены Ленина, которые можно расшифровать исключительно как «Надежда Ульянова».

Однако впоследствии подобные подписи стали нетипичны для Надежды Крупской. Супруга вождя подписывалась либо как «Н. Крупская», либо просто «Н. К.». В связи с данным обстоятельством исследователи считают некоторые письма Крупской фальсификацией. Так, Александр Бушков в своей книге «Сталин. Красный монарх» упоминает версию историка Сахарова о том, что так называемое «завещание Ленина» является стопроцентной фальшивкой. По мнению Сахарова, фальсифицированы и «ультимативные письма» Крупской и Ленина в адрес Сталина после конфликта между последними. В качестве главного аргумента Сахаров приводит тот факт, что Надежда Константиновна тогда подписалась «Н.К. Ульянова».

Фрау Ленин

Между тем, как уже было сказано выше, Надежда Крупская все-таки иногда пользовалась своей официальной фамилией. Непонятно только для чего она вдруг вспомнила о ней, обращаясь к Сталину, которого давно знала. А уж псевдонимом мужа Крупская и вовсе не злоупотребляла. Если верить Борису Сопельняку, автору издания «Три покушения на Ленина», Надежда Константиновна лишь один раз в жизни и на весьма короткий срок стала Лениной. Как известно, 9 апреля 1917 года Владимир Ильич отправился на поезде из Швейцарии в Россию через территорию вражеской Германии. По словам Сопельняка, все пассажиры «пломбированного» вагона проставили свои фамилии на документе под названием «Подписка участников проезда через Германию».

Эта «подписка», по мнению Сопельняка, является доказательством того, что пассажиры никакой защиты на самом деле не имели. Но еще более любопытными кажутся подписи под документом. Как указывает в своем издании «Ленин в жизни» Е.Н. Гусляров со ссылкой на Роберта Пейна, Владимир Ульянов подписался как «Ленин», а Надежда Крупская — как «фрау Ленин». Однако Борис Сопельняк утверждает, что подпись Надежды Константиновны выглядела несколько иначе — «Н. Ленина». Как бы то ни было, Лениной, пусть и ненадолго, Крупская все же стала. Причем Сопельняк считает, что это был единственный раз, когда Крупская воспользовалась «второй» фамилией своего супруга.