05/02/22

Валентин Росляков: какой был главный подвиг самого старого живого ветерана Великой Отечественной

В жизни Валентина Рослякова, который уже миновал столетний рубеж, отразилась вся история неспокойного XX века. Несмотря на ужасы голода, Гражданской, а затем и Великой Отечественный войны, старейший среди ныне живущих ветеранов смог сохранить невероятное жизнелюбие. Будучи уже полностью слепым, он каждый день совершает многочасовые пешие прогулки, а также с радостью делится подробностями своей долгой и интересной жизни. Как сегодня живет Валентин Росляков, какой подвиг он совершил в годы войны, и как относится к тому, что так и не получил за это звание Героя Советского Союза?

Голодное детство и начало военной службы

Родился Валентин Росляков в январе 1916 года, то есть еще в Российской империи. О первых годах жизни у ветерана не самые радостные воспоминания. В 1921 году Тамбовщину, как и всю территорию Поволжья, поразил страшный голод. Для семейства Росляковых это стало тяжелым испытанием: у Валентина умерли два брата и сестра, и, таким образом, он остался единственным ребенком в семье. А спустя некоторое время скончался и отец. Прокофий Росляков был заядлым курильщиком, что, вероятно, и подкосило его здоровье. Наученный столь горьким уроком, сам Валентин всю жизнь избегал табака.

Далее последовало Тамбовское восстание и тяжелые годы коллективизации. Белая полоса в жизни Валентина Рослякова наконец-то началась, когда он попал в ряды танковых войск РККА. Уже в 21 год он стал командиром танкового расчета и кандидатом в члены партии. Великую Отечественную войну Валентин Прокофьевич встретил на территории Армянской ССР в звании лейтенанта.

Иранская операция и бои на Западе

Первый боевой опыт Валентин Росляков получил в сражениях на довольно малоизвестном направлении. В конце августа 1941 года СССР, Великобритания и Австралия вступили в противостояние с Ираном. Несмотря на то, что шах Реза Пехлеви придерживался позиции нейтралитета, его явные симпатии по отношению к нацисткой Германии, а также отказ разместить на территории страны войска союзников ставили под угрозу поставку в СССР нефти из иранских месторождений.

Менее чем за месяц Великобритания и Советский Союз заняли территорию Ирана и разделили ее на две зоны оккупация, договорившись вывести свой войска по прошествии шести месяцев после завершения всех военных действий. Именно в сражениях на территории этой восточной страны и принимал участие Валентин Росляков.

Далее его ждали кровопролитные бои уже за освобождение своей родины. В составе 25-й танковой бригады Валентин Росляков сражался под Ростовом-на-Дону, Белгородом, Харьковом. Первое серьезное ранение он получил в ходе Ростовской наступательной операции, когда его танк был подбит, а сам командир получил множественные ранения.

Свою первую награду, Орден Отечественной войны I степени, ветеран получил в 1944 году. Тогда в марте он совершил танковый прорыв в районе деревни Поповка на территории Украинской ССР. Отличился Росляков и в Белоруссии во время форсирования реки Березина, за что был удостоен Ордена Красной звезды.

Однако главный свой подвиг ветеран совершил в Прибалтике. В августе 1944 года Росляков занял литовскую деревню Калнуи, и не только удержался на позициях, но и смог уничтожить 12 немецких танков, в то время как под его командованием было всего пять машин. За этот подвиг Росляков получил высшую награду в своей биографии — Орден Красного знамени.

Мирная жизнь

Весть о победе Росляков встретил в Штеттине (современный польский Щецин). Однако на домой ему суждено было вернуться очень нескоро. Росляков длительное время провел в Германии, Австрии и Венгрии, занимая различные должности в составе группы советских войск. Лишь в 1970-х годах ему удалось перебраться в Сестрорецк, где ветеран живет и поныне.

Периодически Росляков дает интервью представителям различных СМИ. Так, залогом своей долгой жизни он называет пешие прогулки, а также отказ от курения и алкоголя. По словам ветерана, даже на фронте он старался обменять свои 100 граммов на вино, которое выдавали бойцам во втором эшелоне.

На вопрос же, почему ему так и не присудили звание Героя Советского Союза, Росляков отвечает с изрядной долей самоиронии. Дескать, 12 танков для Героя — это маловато. Подбил бы 30, был бы уже другой разговор.