13/07/23

«Величайший из пророков»: что Серафим Саровский предсказал России

Каждый, кто обращался к старцу Серафиму за советом, был встречен его словами "Христос Воскресе, радость моя!". После его наставлений, многие люди ощущали, что их души становятся светлее и радостнее. Однако не все предсказания благочестивого старца обещали счастье и беззаботную жизнь. Особенно пугающими были пророчества, которые касались будущего России.

В статье "Пророчества Серафима Саровского: вымысел и реальность" Тамара Кочнева утверждает, что первое Житие старца было написано в 1893 году. В 1903 году, после решения о прославлении старца, было составлено второе "Житие преподобного Серафима". Оба текста не содержат ссылок на пророческий дар Серафима. В первой редакции Жития лишь говорится, что "великий старец не оставил будущим поколениям писаний и поучений", "но его жизнь сама стала таким поучением".

Однако уже в 1904 году было выпущено дополненное Житие, в котором говорилось о постепенном проявлении "пророчества и прозорливости" старца. Там же упоминалось, что нравственный авторитет Серафима был настолько велик, что страждущие со всех уголков Российской империи обращались к нему за вразумлением и "добрыми предсказаниями". Когда Серафиму исполнилось 50 лет, его стали почитать как величайшего из пророков.

В 1903 году вышло второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной батюшкой Серафимом (в миру – Л.М. Чичаговым). В этом труде, пожалуй, впервые «цитируются» пророческие откровения прославленного старца. В частности, говорится, что по скончании века Антихрист разорит монастыри, при этом Дивеевская обитель окажется в числе нетронутых. И действительно, стены «четвертого земного удела Богородицы» не сравняли с землей, хотя монастырь и был закрыт в 1927 году. Важно, что и после смерти старца в обители крепко придерживались его наставления о том, что в случае необходимости всем послушникам придется «уйти в мир», поэтому сестры после закрытия монастыря обосновались в Елизарьево и Муроме.

Приводится в «Летописи» и пророчество старца о собственном прославлении: «среди лета запоют Пасху» и «приедет к нам Царь и вся фамилия». Как пишет в книге «Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых» В. Хрусталев, вопрос о канонизации Серафима поднимался после его смерти в 1833 году неоднократно, но Синодом был рассмотрен только после личной инициативы Николая Второго и Александры Федоровны. В 1855 году из Третьего отделения политического сыска к венценосным супругам попали записи, сделанные со слов Серафима помещиком Н. Мотовиловым. Возможно, их содержание и укрепило веру Государя в необходимости ускорить канонизацию почитаемого старца. А его пророчества о собственном прославлении действительно сбылись: во время торжеств в честь канонизации старца звучали пасхальные песнопения о воскрешении Христа, а сами торжества проходили летом – 20 июля.

В 1903 году вышла в свет книга известного российского религиозного писателя и общественного деятеля Сергея Нилуса, «Великое в малом», написанная по зачастую обрывочным и неразборчивым рукописям Николая Мотовилова. Последний неоднократно посещал старца и общался с ним, а после его смерти посвятил немало времени розыскам и беседам с теми, кто знал Серафима Саровского лично. Часть записанных со старцем бесед Мотовилов передал в Тайную полицию.

Среди прочих предсказаний С. Нилус приводит откровение «о восстании на Россию трех держав», которое старец упомянул в беседе с неким мирянином А. Воротиловым. Как показало время, своими словами старец предсказал Крымскую кампанию, в которой России действительно противостояли три державы – Османская империя, Франция и Англия.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть запись о воспоминаниях князя Путятина, который был близок к дивеевскому старцу. Путятин приводит краткий диалог Н. Мотовилова с батюшкой. На вопрос о времени наступления самых страшных событий в России, старец ответил, что произойдет это «немного позже, чем через сто лет после моей смерти». И действительно, в годы «великого перелома», начиная с 30-х годов, крестьянство страдало и гибло от коллективизации, проводились массовые аресты, а количество погибших от «Большого террора» только по данным так называемого Сталинского расстрельного списка достигло почти 44 тысяч  человек.

Уже в наше время, в 2010 году, был опубликован каталог документов, представленных на выставке к 90-летию Государственного Архива. Часть документов содержала и «Пророчества преподобного Серафима Саровского в бумагах Тайной полиции». В частности, в одном из предсказаний говорилось о «всеобщем бунте», о пролитой неповинной крови, «реки которой потекут по Земле русской», об убийствах дворян, духовенства и купечества. Очевидно, что предсказания относятся к революционным событиям 1917 года.

В упомянутой выше статье Т. Кочнева ссылается и на книгу «Служка Божией Матери и Серафимов» А. Стриженова, где упомянуто письмо Н. Мотовилова, поданное на имя Николая I и Александра II 7 марта 1854 года. И хотя предсказания старца дополнены собственными рассуждениями помещика, из них следует, что Государю и Земле русской «должно много будет горя перенести». Восстанут враги и внешние, и внутренние (речь, возможно, идет о революции 1905 года и Первой мировой войне). А «злоумышленники» будут искать пути «для погибели Государя и всей фамилии»: настраивать народ против Государя (вероятно, речь о Восстании декабристов в годы правления Николая I) и устраивать покушения (на долю Александра II их выпало 6), а также «поднимут всеобщий бунт».

Предсказания Серафима Саровского о Первой мировой и революции Т. Кочнева обнаружила в мемуарах Павла Флоренского – религиозного философа и богослова конца XIX — начала XX века. В них старец предсказывает, что до появления Антихриста случится «великая война» и «страшная революция в России», и никакие, известные ранее кровопролития (ни Разинский или Пугаческий бунты, ни Французская революция), не сравнятся с тем, через что придется пройти России. В тех же бумагах Флоренского, впервые опубликованных в №5 «Прибавления к Почаевскому листку» за 1907 год, говорится, что Господь смилуется над Россией и приведет ее «путём страданий» к Великой славе.