Как утверждает заслуженный юрист России Николай Петухов, трибуналы в период военных действий в Афганистане не слишком лютовали: осужденные за наименее опасные деяния чаще всего отделывались условными сроками. Однако были среди советских военнослужащих и те, кто был приговорен к высшей мере наказания. По словам Ларисы Кучеровой, автора книги «КГБ в Афганистане», преступления некоторых офицеров и рядовых заставляли содрогаться даже видавших виды бойцов.
Военные трибуналы в Афганистане
Одна из исторических вех деятельности отечественных военных судов в особый период связана с пребыванием советских войск с 1979 по 1989 годы в Афганистане. Как утверждает Николай Петухов, автор издания «Записки военного юриста: военные суды России», в это время для поддержания дисциплины в местах сосредоточения войск были созданы военные прокуратуры и военные трибуналы. В своей деятельности военные суды руководствовались Положением о военных трибуналах 1958 года (в редакции 1980 года), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР.
Примечательно, что военные трибуналы работали довольно быстро: на рассмотрение одного дела отводилось не больше 10 дней. Еще одной особенностью военных судов, функционировавших то время, являлся тот факт, что СССР вел в Афганистане необъявленную войну. Однако военные трибуналы, исходя из политических установок, данное обстоятельство правомерно не учитывали, а между тем действующее законодательство в тот период предусматривало повышенную ответственность за совершение воинских преступлений в военное время и в военной обстановке.
Мягкие приговоры и утешительная статистика
Тем не менее приговоры, вынесенные военными трибуналами в Афганистане, нередко отличались особой мягкостью. Так, виновные в совершении наименее опасных для общества преступлений, впервые осужденные на срок не более 3 лет, могли отделаться условным осуждением и получить отсрочку исполнения приговора. По крайней мере, так утверждает Алескендер Рамазанов, автор книги «Родная афганская пыль». Смягчению приговора способствовал также факт участия подсудимого в военных действиях и наличие боевых наград. Поэтому адвокаты на заседаниях всегда подробно перечисляли заслуги своих подзащитных.
Если верить главному военному прокурору СССР генерал-майору Борису Попову, с 1979 по 1989 годы, в течение которых продолжалась Афганская война, в составе 40-й армии в ДРА к уголовной ответственности были привлечены 4 307 человек, что составляло 0,6% от общего числа военнослужащих, побывавших в Афганистане. Большинство из них были осуждены за грабежи, убийства и изнасилования. Остальные получили сроки за хищения (в том числе в особо крупных размерах) и контрабанду. Единичными оказались преступления, совершенные по мотивам трусости и малодушия (дезертирство, уклонение от службы, массовые беспорядки и членовредительство).
Зверства советских военных и амнистия
Однако на самом деле далеко не все было так радужно: попадались среди советских военнослужащих и те, кому выносили смертные приговоры. Так, Олег Кривопалов в своей книге «Политработники в Афганистане», упоминает офицера Д. (скорее всего речь идет о старшем лейтенанте И.П. Долгове), который являлся начальником сторожевой заставы на дороге Кабул-Джелалабад. Он регулярно останавливал проходившие автомобили, досматривал их и при обнаружении денежных средств присваивал их себе, а пассажиров машин расстреливал. В числе жертв Д. оказался даже посол Индии в ДРА. За мародерство и убийство мирных граждан капитан был приговорен к высшей мере наказания.
В 1981 году трое рядовых военнослужащих, находясь в состоянии алкогольного опьянения, убили двух афганцев. Только один из них остался в живых, получив 8 лет лишения свободы, остальные были казнены. В том же году к высшей мере наказания был приговорен младший сержант А.И. Петров, который в результате разбойного нападения убил нескольких граждан ДРА. Неизвестно, как сложилась бы судьба перечисленных преступников, доживи они до 1989 года. Дело в том, что именно тогда те, кто совершил преступления во время воинской службы в Афганистане, были амнистированы. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года, подписанное Михаилом Горбачевым.