Такое экзотическое название, как линия «Пантера», в материалах о Великой Отечественной войне встречается нечасто. И, к сожалению, если поискать его в Интернете, хоть русскоязычном, хоть иностранном, то большая часть информации, которую удастся обнаружить, будет недостоверной.
Восточный вал или линия «Пантера»?
В большинстве случаев эти два названия указывают как синонимы, что сразу вызывает неразбериху. Вина в этом не только советских и западных историков, но в первую очередь Гитлера с Геббельсом, которые в своих речах сами вносили путаницу, часто используя различные названия не совсем корректно.
Что такое Восточный вал, писали много ещё и в советское время. Указывалось, что это линия укреплений, созданная по личному распоряжению Гитлера, которая должна была стать неприступной и остановить наступление Красной армии. В советских исторических трудах сообщалось о больших усилиях по строительству и большом количестве созданных различных укреплений Восточного вала. А потом рассказывалось, как войска Красной армии в 1943 году сходу преодолели этот якобы неприступный «вал».
Первые планы по созданию тыловой линии обороны на Восточном фронте были разработаны в генеральном штабе вермахта весной 1943 года. В это время Красная армия вела активные наступательные операции на всех фронтах. Но Гитлер не одобрил предложение генштаба, исходя из соображений, что создание такой линии может спровоцировать отступление войск. И так как все наступательные операции РККА весной 1943 года оказались неудачными, то вопрос вроде бы отпал.
Лишь после Курской битвы Гитлер издал приказ № 10 от 12 августа 1943 года о строительстве укреплённой линии на Восточном фронте от Балтийского до Чёрного моря.
К работе было привлечено свыше 50 000 человек, на строительство прибывало ежедневно до 100 эшелонов строительных материалов. Всего было построено свыше 6 000 полевых укреплений, из которых более 800 было забетонировано (доты), остальные были дерево-земляные (дзоты). Построено около 180 км проволочных заграждений и выкопано более 30 км противотанковых рвов. Было подготовлено к затоплению большое количество территорий. Прилегающие к укреплённой линии районы планировалось превратить в «выжженную землю», уничтожив всю инфраструктуру и выселив население: примерно 900 000 человек. Выселить успели около 250 000 человек, главным образом в Латвию и Литву.
Приведённые выше цифры всегда приводились как показатель значительной мощи Восточного вала. Но это если их не анализировать. А если сравнить с наиболее крупными укрепрайонами Линии Сталина, то, например, в Коростеньском УРе было более 400 дотов, а оборонял он полосу около 130 км. Летичевский укрепрайон занимал примерно такую же полосу обороны и имел более 350 дотов.
При этом сами доты Восточного вала не шли ни в какое сравнение даже с относительно простыми укреплениями Линии Сталина, не говоря уже про шедевры фортификации Линии Мажино или бельгийских пограничных укрепрайонов. Надо заметить, что выбор позиции в первую очередь учитывал естественные рубежи: реки и озёра, которые позволяли организовать на них оборону полевых войск.
Название «Восточный вал» применялось более в пропагандистском ключе. В официальных документах использовалось название «позиция Пантера – Вотан» (Panther-Wotan-Stellung). В русскоязычном написании вместо «позиция» обычно пишут традиционное для нашей терминологии слово «линия». Хотя термин «позиция» более точно определял суть, так как речь шла больше о позиции, которую следовало удерживать, чем об укреплённой линии.
Как можно догадаться уже из названия, Восточный вал состоял из двух частей. Линия «Вотан» (Вотан или Один – верховный бог в германо-скандинавской мифологии) проходила от Азовского моря по реке Молочной и далее по Днепру. Линия «Пантера» проходила от Идрицы, по реке Великой, по Псковскому и Чудскому озёрам и реке Нарва. Планировалось, что они соединятся в общую оборонительную линию.
Как прорывали «Пантеру»
О существовании линии «Пантера» командование Красной армии знало, даже был известен план отступления войск группы армий «Север» из-под Ленинграда на этот рубеж. Для этого случая был разработан план «Нева-1», который предусматривал преследование немецких войск, с целью не дать им закрепиться на линии «Пантера». Поскольку Гитлер не согласился на отступление от Ленинграда, был введён план «Нева-2». Впоследствии была разработана Лениградско-Новгородская наступательная операция. Силами Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов планировалось разгромить 18-ю, а затем и 16-ю армии группы армий «Север», с последующим освобождением Прибалтики.
В ходе операции войска Ленинградского фронта, разгромив немцев на подступах к городу, начали наступление на Лужском направлении. На Лугу же наступали войска Волховского фронта, освободившие Новгород. Наступление войск развивалось медленнее запланированного. Ход событий хорошо описан в статьях «Щит и меч» против Первого сталинского удара» Александра Полищука и «Гонка к линии "Пантера"» Пэта Мактаггарта. Немецкому командованию удалось задержать наступление советских войск, что позволило перебросить резервы на линию «Пантера» и создать новый рубеж обороны.
1 марта советские войска вышли на линию Идрица – Остров – Псков – Чудское озеро – Нарва, то есть на линию «Пантера». Несмотря на то, что попытки продолжить наступление предпринимались до середины апреля, ни к чему, кроме значительных потерь, они не привели.
В апреле из войск Ленинградского фронта был сформирован 3-й Прибалтийский фронт. В составе фронта было четыре общевойсковых, ударная и воздушная армии, танковый корпус и артиллерийская дивизия. Командующим был назначен генерал-полковник И. И. Масленников.
Фронт начал наступать на Псков и Остров 17 июля 1944 года. Первоначально немцам удалось остановить это наступление, но 21 июля был взят Остров, 23 июля – Псков. 10 августа советские войска прорвали немецкую оборону южнее Чудского озера и двинулись по территории Эстонии на Выру, далее на Тарту.
Линия «Пантера» оказалась прорвана, немецкие войска в Эстонии – под угрозой окружения. На этом история Panther-Stellung закончилась.