Некоторое время Андрей Власов имел репутацию «любимого генерала Сталина». Военачальник несколько раз лично встречался с «отцом народов». Последняя беседа между ними могла состояться в 1945-46 годах, когда Власов находился в Москве в качестве арестанта.
Разговоры в кремлёвском кабинете
В ноябре 1941 года Иосиф Сталин принял вышедшего из госпиталя после ранения генерал-майора Андрея Власова и поручил ему принять командование 20-й армией под Москвой. Власов не подвёл надежд верховного главнокомандующего. Во время общего контрнаступления части 20-й армии выбили немцев с ближайших подступов к столице, а затем, развивая успех, освободили Солнечногорск и Волоколамск.
В январе Власов был произведён в генерал-лейтенанты. Как свидетельствует журнал посещений кабинета Сталина, в 1942 году вождь встречался с Власовым дважды. 11 февраля 1942 года генерал вошёл к Сталину первым из посетителей. Беседа с глазу на глаз продолжалась с 22:15 до 23:25. В переписке с любовницей, Агнессой Подмазенко, Власов с восторгом описывал эту встречу с Хозяином (так Сталина называли многие представители советской элиты):
«Представь себе, он беседовал со мной целых полтора часа. Сама представляешь, какое мне выпало счастье. Ты не поверишь, такой большой человек и интересуется нашими маленькими семейными делами».
Другая встреча состоялась 8 марта 1942 года. Главнокомандующий принял Власова в компании других военных – Шапошникова, Василевского, Жигарева, Новикова и Голованова. В 22:10 они вместе вошли в кабинет вождя, где уже находились Ворошилов, Маленков, Молотов и Берия. Разговор затянулся до полуночи. Власову обрисовали его задачи на Волховском фронте, куда он был отправлен в качестве заместителя командующего. Власову предстояло «навести порядок» в войсках и сокрушить 18-ю армию Вермахта.
По официальным источникам, больше личных встреч между Сталиным и Власовым не было. Как известно, 2-я ударная армия, которой командовал генерал, попала в окружение. Попытка Сталина вывезти Власова «на большую землю» провалилась – Ставка готова были прислать на выручку военачальнику «хоть всю авиацию фронта», но местонахождение Власова установить не удалось. Лишь позднее выяснилось, что генерал попал в плен.
Встречались ли Сталин с Власовым после ареста?
В мае 1945 года в Германии генерал Власов был арестован, а затем этапирован в Москву. Больше года до суда и казни «арестант №31» находился под стражей. Мог ли Сталин за это время выкроить минуту, чтобы посмотреть в глаза лидеру Русской освободительной армии?
Стоит учитывать, что судьбу Власова Сталин фактически решил ещё в 1943 году, когда отдал приказ ликвидировать генерала-предателя. А менять свои решения советскому лидеру было несвойственно. Многие жертвы террора 1930-х годов после ареста больше всего мечтали о том, чтобы лично встретиться или хотя бы позвонить Хозяину. Например, до последних минут умолял об этом Григорий Зиновьев. Однако на этапе следствия Сталин уже не вмешивался в судьбу репрессированных.
Сталин вряд ли мог что-то узнать от Власова лично. В этом отношении он вполне доверял методам Лубянки. Начальник СМЕРШа Виктор Абакумов регулярно докладывал о ходе допросов «арестанта №31».
Не мог Сталин рассчитывать и на то, что генерал станет умолять о пощаде. Свою позицию по отношению к Сталину Власов изложил в программных документах РОА и вряд ли стал бы оправдываться перед «тираном». Скорее, если бы встреча состоялась, генерал сам начал бы обвинять Сталина. Как считал Власов, вождь первым предал его, поторопившись записать в изменники после попадания в плен.
Трудно представить и дискуссию между политическими противниками о судьбах России. В годы войны они оба сделали шаг от коммунизма к русскому национализму – Сталин в меньшей степени, Власов – в большей. Однако оба, вероятно, считали эти поступки друг друга неискренними, сделанными под давлением внешних обстоятельств.
Что же касается личных чувств к генералу, которого считали его «любимцем», то это также не могло стать поводом для встречи. Сталин не отличался сентиментальностью, он бывал жесток даже к самым близким людям. Человек, не приехавший в Тбилиси на похороны матери, и не вызволивший из плена сына, Якова, вряд ли испытывал какую-то симпатию к предателю.
Только в одном случае встреча между Сталиным и Власовым могла состояться. Речь идёт о маргинальной версии, согласно которой пленный военачальник был секретным сталинским «Штирлицем» в тылу врага (в этом уверен, например, генерал-майор Виктор Филатов). Однако большинство историков считает данный сюжет выдумкой.