15/09/23
ФОТО: US military

«Вторжение» МиГ-23 в страны НАТО: что на самом деле произошло в 1989 году

4 июля 1989 года полковник Скуридин вернулся на службу после отпуска. Несмотря на то, что он был начальником политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск, он должен был выполнить несколько полётов для восстановления навыков управления. Перед своим первым полетом после отпуска он успел потренироваться на учебной машине, а затем должен был лететь на боевом МиГ-23М.

Первый полет прошел успешно. Однако второй полет не задался сразу. После взлета с аэродрома Багич вблизи польского курортного города Колобжег на берегу Балтийского моря, на 41-й секунде полета Скуридин услышал звук в левом воздухозаборнике и почувствовал резкое снижение оборотов двигателя и тяги. Самолет начал падать, и полковник решил катапультироваться, предположив, что двигатели МиГ-23М вышли из строя. Он немедленно сообщил об этом руководству и получил разрешение на катапультирование. Полковник успешно приземлился, но слегка повредил руку.

Неуправляемый

Вышестоящее руководство о происшествии уведомили почти сразу, однако советские военные ошибочно посчитали, что истребитель упал в море, не причинив никому никакого ущерба. Сам Скуридин уверял, что успел направить самолёт в сторону воды, и к тому же, покидая кабину, видел чёрный дым за турбиной. На деле же МиГ-23М продолжил полёт как ни в чем не бывало – спустя шесть секунд после катапультирования полковника двигатель труднообъяснимым образом восстановил работу и начал увеличивать обороты. Падение прекратилось, из-за включенной системы автоматизированного управления машина перешла к набору высоты и продолжила следовать заложенным курсом – на Запад.

До самой ГДР, благодаря действовавшей системе опознавания «свой-чужой», «неуправляемый» не встретил никаких препятствий. Лишь приближаясь к границам ФРГ, он был взят на сопровождение радарами НАТО. К тому моменту высота его полёта достигла 12 тысяч километров, а скорость – 740 километров в час.

Когда самолёт пересек границу ГДР и ФРГ, к нему на перехват с голландской авиабазы Сустерберг поднялись два истребителя F-15 ВВС США.

«Это было что-то невероятное: МиГ-23 прямо перед тобой, как на том изображении, которые ты изучал всю свою карьеру летчика-истребителя. Но теперь всё по-настоящему. Что он здесь делает? Почему он один? А у нас проблемы со связью. Причем непреднамеренные помехи в эфире создавали наши же собственные службы», — рассказывал командир одного из F-15 капитан Билл Мерфи, слова которого приводили в своей книге Стив Дэвис и Дуг Дилди.

Далеко не с первой попытки Мерфи и его товарищ капитан Мартин убедили диспетчера в том, что советский истребитель вторгся в воздушное пространство Североатлантического альянса без пилота и с отсутствующим фонарём кабины. Когда им это наконец удалось, они получили приказ следовать за МиГ-23М. Открывать огонь лётчикам разрешили только в крайнем случае: враждебных намерений машина, очевидно, не имела и была совсем без оружия; полёт же проходил над густонаселённым районами, а предсказать, куда начнут падать обломки с такой высоты, было невозможно.

В итоге сопровождаемый двумя F-15 «беглец» пролетел над Западной Германией, Нидерландами, Бельгией и приблизился к Франции. Прямо по курсу лежал Лилль, и с каждым километром, особенно учитывая продолжительность пути, угроза того, что МиГ-23М упадёт именно на город, возрастала. Американские пилоты даже решили, что собьют истребитель, если он подлетит критически близко, однако в конечном счёте машине не хватило топлива, чтобы добраться до французской территории. «Неуправляемый» упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем неподалёку от Кортрейка, в 15 километрах от границы.

Следствие без причины

К сожалению, совсем без жертв не обошлось – в результате падения советского самолёта погиб 19-летний бельгиец Вим Деларе. Зато не состоялось крупного международного скандала: СССР сразу взял на себя ответственность за произошедшее и выплатил Бельгии компенсацию за ущерб в размере 685 тысяч долларов, советский посол лично извинился за катастрофу, а Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. К тому же жертвовать начавшейся разрядкой между Востоком и Западом явно не хотела ни одна из сторон.

В то же время в самом инциденте оказалось немало любопытных деталей. Так, от взлёта до падения, без пилота, МиГ-23М пролетел аж 901 километр. Как объяснял потом произошедшее маршал авиации Евгений Шапошников, свою роль сыграло отсутствие вооружения и само строение самолёта, который «не продирается сквозь воздух, а действительно летит».

«И всё-таки мы сами удивлены тем расстоянием, какое он сумел пройти. Дальность оказалась выше, чем предполагали, — приводит его слова Газета.ру. — Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации, уникальный».

Уникальный, но не единичный. Интернет-энциклопедия Wikipedia приводит как минимум семь подобных примеров, два из которых произошли с одной и той же моделью самолёта – Су-9. Впрочем, причина «перехода в автономный режим» в каждом из них разная. В случае же МиГ-23М её так и не удалось выяснить, хотя в ходе расследования обнаружилось, что за последний год двигатель самолёта пять раз был в ремонте.