01/01/22
ТАСС / Саяпин Владимир

«Выжить после падения с высоты 5 тысяч метров»: как это удалось советской студентке

В конце августа 1981 года новоиспеченные молодые супруги Лариса (урожденная Андреева) и Владимир Савицкие возвращалась рейсом 811 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Они должны были продолжить обучение — Лариса в педагогическом институте, а Владимир — в медицинском. Но в их планы вмешалась авиакатастрофа, выжить в которой посчастливилось одной Ларисе.

Владимир и Лариса поженились в 1981 году. Правда, от «медового месяца» сразу после свадьбы молодоженам пришлось отказаться. Сначала нужно было сдать сессию, а потом и практику закрыть. В свадебное путешествие изначально планировали отправиться в Крым, но не смогли достать путевку. Тогда решили навестить родителей Ларисы (они проживали между Владивостоком и Находкой), а потом родственников со стороны мужа в Комсомольске-на-Амуре. «На все про все» оставался лишь август, а потом сентябрь, начало нового учебного года, лекции, семинары и так далее. Но и последний месяц пролетел незаметно. Вскоре пришло время возвращаться в Благовещенск, где училась и жила молодая студенческая семья.

Билеты на самолет раздобыли с трудом, так как август — время, когда многие возвращаются из отпусков. Но наличие билетов вовсе не означало скорого прибытия в пункт назначения. Из-за сложных метеоусловий рейс постоянно откладывали. Молодоженам пришлось ждать вылета около 4 часов.

В самолете Лариса с Владимиром выбрали места в самом хвосте, хотя стюардесса и предлагала пересесть поближе. В хвостовой части студенты решили лететь из-за того, что там меньше вибрация. Заняв место у иллюминатора, девушка практически сразу уснула.

Проснулась двадцатилетняя Лариса от сильного удара и холода. «В салоне были крики. Вой. Сразу посмотрела на Володю. Лицо — все в крови. Поняла, что его уже нет. И мне вдруг все стало безразлично. И никакого страха, никаких эмоций. И это меня тоже спасло. Я выжила, потому что погиб Володя... Самолет падал, меня бросило из кресла через Володю, очнулась я на полу в проходе. Видимо, от удара об пол сломала, как потом выяснилось, правую руку», — описывала потом первые минуты после столкновения на высоте 5 тысяч 220 метров Лариса. 

Информация о том, что же произошло именно в небе в районе Завитинска, долгое время была закрытой. Официально о причинах катастрофы рассказали только спустя несколько лет. Например, первое упоминание о Ларисе Савицкой в СМИ появилось только в период Перестройки в конце 1985 года в газете «Советский спорт». В материале говорилось, что гражданка упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции, но не в 1981 году, а двумя годами ранее — в 1979.

24 августа участок местной воздушной линии «Бурея — Чегдомын» несколько раз должны были пересекать военные самолеты. Планировалось, что все пройдет четко и согласованно. В тот день с военного аэродрома Завитинск на разведку погоды вылетел бомбардировщик Ту-16К. Но пилоты военного самолеты не были проинформированы диспетчерами обо всем, что происходит на маршруте полета. Летчики сообщили о наборе нового эшелона раньше, чем это случилось в действительности. По роковому стечению обстоятельств, пассажирский Ан-24 незначительно отклонился от своего коридора. Ошибки со стороны пилотов Ан-24 и Ту-16К, трудно назвать значительными, но их усугубило отсутствие взаимодействия между военными и гражданскими диспетчерами. В итоге в небе на высоте 5220 метров в 15:21 столкнулись два авиалайнера. Пилоты обоих летательных средств погибли. Пассажирский лайнер потерял крылья и развалился на несколько частей за считанные минуты. На борту Ан-24 было 27 пассажиров и 5 членов экипажа, на борту Ту-16 — 6 членов экипажа. Из 38 человек погибли 37.

В иллюминатор Лариса, находясь еще в сознании, успела заметить, как быстро приближается земля. Потом она в очередной раз потеряла сознание.

Обломок Ан-24 вместе со студенткой скользнул по березам в тайге, что и смягчило падение. Лариса пришла в себя спустя несколько часов после «приземления». В первые минуты на земле Лариса надеялась, что она выжила не единственная. Девушка пыталась звать других пассажиров, но на его крики никто не отвечал.

Рядом с Ларисой на протяжении нескольких дней оставалось тело мужа. Лил дождь. Чтобы хоть как-то защититься от стихии, Лариса, превозмогая боль, соорудила из обломков самолета над своим креслом что-то похожее на крышу. Также она собрала чехлы от кресел, которые валялись неподалеку, надеясь, что они защитят ее от холода.

Несмотря на пережитый шок, девушка старалась смотреть правде в глаза — ждать помощи, которая вот-вот подоспеет, не стоит. Авиакатастрофа произошла вдалеке от поселков и дорог, так что поисково-спасательная операция может затянуться.

Ужас своего положения Лариса недооценивала. Уже потом спасатели «обрадовали» выжившую, рассказав, что она не стала жертвой хищников только чудом. Девушка и сама слышала ночами где-то поблизости от своего места дислокации рычание, но о нападении хищников даже и думала. «А вот что было реальным, так это комары... Мучение, конечно. Ладно бы просто облепили. Но еще звон такой в ушах стоял. Я сначала не понимала, это сотрясение мозга, или гул, или комары... Потом я сообразила себе на голову пакет надеть, чтобы лицо не облепляли», — рассказывала Савицкая в интервью «Амурской правде».

На третьи сутки к месту крушения вышел отряд военных. Их удивлению не было предела. Дело в том, что столкновение самолетов в воздухе практически всегда означает гибель всех, кто находится на борту (пассажирам и членам экипажей двух самолетов уже были подготовлены могилы, в том числе и Ларисе). Военные особо не верили в то, что эта катастрофа станет исключением из правил. Первые мгновения студентка пыталась объяснить своим спасителям, что в состоянии идти сама, но не смогла сделать и шагу.

Ее доставили в Завитинскую больницу, где врачи установили — у пострадавшей в пяти местах сломан позвоночник, рука, ребра. К тому же она получила сотрясение мозга и лишилась почти всех зубов.

Инвалидность она так не получила, а Госстрах выплатил девушке как пострадавшей компенсацию в размере 75 рублей. И с этим ничего сделать было нельзя. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 рублей компенсации ущерба за погибших и в четыре раза меньше за выживших в авиакатастрофах. То же самое и с полученными травмами. В ответ врачи лишь разводили руками — полученные травмы в совокупности серьезны, но вот ни одна из них отдельно на получение инвалидности не тянет.

Спустя год Лариса восстановилась в институте, а через 5 лет родила сына Георгия. Счастливица признается — летать не боится, но сразу, как только лайнер отрывается от земли, старается заснуть.