26/12/21
Юрий Ильенко /ТАСС

Якутские зимники: почему дальнобойщики называют эти трассы «дорогами смерти»

Несмотря на то, что фразу про две главные беды России так и не удалось найти в работах классиков, ситуация с дорогами во все времена стояла достаточно остро. Однако в некоторых регионах страны дороги отсутствуют как таковые. Значительная часть ландшафта Якутии представлена реками, болотами и тундрой. Даже грунтовые дороги проложить в таких условиях невозможно. Тем не менее каким-то образом нужно доставлять жителям отдаленных населенных пунктов продукты, медикаменты и топливо. Якутские зимники стали «дорогами жизни» для местного населения, и настоящими «дорогами смерти» для водителей большегрузов.

Дорога жизни

Республика Саха (Якутия) — это самая крупная административная единица не только в России, но и во всем мире. Вместе с тем, данный субъект отличается очень низкой плотностью населения. Практические полное отсутствие инфраструктуры и одни из самых холодных зим на планете делают регион малопригодным для жизни. И все же в республике проживает около миллиона человек, которые неравномерно рассредоточены по этой огромной территории.

Из-за сурового климата очень многие населенные пункты Якутии зависят от регулярных поставок продуктов, топлива и прочих необходимых для жизни товаров. Летом проблема решается в основном за счет обилия судоходных рек. Однако зимой важнейшие водные артерии региона сковывает лед, поэтому единственный способ добраться до некоторых населенных пунктов — это так называемые зимники.

Зимник — это дорога, использовать которую можно, как уже понятно из названия, только в зимний период. Когда лед покрывает поверхность рек и озер, а большой слой снега сглаживает неровности рельефа, по расчищенной дороге можно организовать движение автотранспорта. Фактически, типичным зимником являлась и знаменитая «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград.

Как правило, зимник прокладывают по болотам, тундре или по замерзшим руслам рек. Причем, внешне он может выглядеть как полноценная дорога: об особенно опасных участках маршрута водителей предупреждают дорожные знаки, которые используются на обычных трассах. Важно отметить, что на разных участках зимника имеются свои особенности. Так, дорога, проложенная по редколесью, занимает гораздо больше времени. На кочках и неровностях машина постоянно подпрыгивает, поэтому водители регулярно делают остановки, чтобы размять мышцы и отдохнуть от бесконечной тряски. Совершенно иная ситуация — на речных зимниках. Ровная поверхность водоема позволяет двигаться с довольно высокой скоростью. Водители стараются проскочить такие участки как можно быстрее, не обращая внимания на живописные берега якутских рек. Ведь путь по замерзшему руслу сопряжен с действительно смертельной опасностью.

Ледяной плен

Якутские дальнобойщики знают, что зимник не прощает ошибок. Под идеально ровной поверхностью реки или озера могут скрываться самые неожиданные сюрпризы. Пустоты, неплотный лед, трещины, скопившаяся под поверхностью снега вода — как правило, достаточно всего одного фактора, чтобы многотонная машина, да еще и груженая под завязку, застряла во льдах. А это — одна из самых страшных вещей, что может произойти с водителем на зимнике.

Самостоятельно грузовик выбраться из ледяного плена не сможет. Поэтому водитель вызывает бригаду, состоящую из окрестных жителей. За солидную плату они приступают к долгому и утомительному процессу «вымораживания» машины. Для этого вокруг застрявшего грузовика делают ячейки: лед долбят или выпиливают бензопилой на определенную глубину. Таким образом, вода под застрявшей машиной начинает промерзать. Так делается до тех пор, пока не образуется достаточный слой льда, после чего перегородки между ячейками ломают. Теперь грузовик может выбраться и продолжить дальнейший путь.

Все бы ничего, но процесс освобождения автомобиля может длиться более месяца. И особенно важно успеть провернуть спасательную операцию до наступления весны. В противном случае ледоход просто раздавит машину, оставив лишь гору бесполезного металла. Ожидая спасения своего грузовика, водители могут целые месяцы жить на зимниках. Конечно, в эпоху мобильной и спутниковой связи вызвать подмогу не составляет труда. Но все равно путешествие по зимникам остается крайне рискованным занятием.