05/12/18

За что будущая жена Геббельса любила еврея из России

Магда Геббельс, связавшая свою жизнь с министром пропаганды Третьего Рейха, не только родила Йозефу Геббельсу шестерых детей, но и добровольно вместе с мужем свела счеты с жизнью 1 мая 1945 года. Однако образцовой арийкой Магда была не всегда. В юности она состояла в романтических отношениях с выходцем из России Хаимом Арлозоровым – видным деятелем сионистского движения.

Юношеский роман

У жены Геббельса, урожденной Магдалены Берендт, была непростая судьба – это видно хотя бы по тому, что в жизни ей пришлось сменить пять разных фамилий. Детство девочки прошло в роскоши и достатке, поскольку её мать, разведясь с отцом Магды, повторно вышла замуж за богатого промышленника еврея.

В 13-летнем возрасте во время учёбы в гимназии Магда Фридлендер (эта фамилия досталась ей от отчима) впервые встретила 15-летнего Хаима Арлозорова.

Юноша имел вполне типичную для будущего сиониста биографию. Он родился в небольшом российском городе Ромны (ныне Сумская область Украины), и в детстве носил имя Виктор. Его дед был раввином, а отец торговал лесом. Арлозоровы бежали от еврейских погромов в 1905 году, не подозревая, что Германия, где исподволь набирал силу антисемитизм – вовсе не самое безопасное для них место.

Юный Хаим рассказывал своей подруге, как замечательно было бы создать еврейское государство в Палестине. Это детское чувство Магды не получило развития, хотя подаренный ей Арлозоровым кулон в форме магендавида (шестиконечной звезды) она хранила долгие годы.

Связь в зрелом возрасте

В возрасте 18 лет Магда, как в свое время и её мать, вышла замуж за состоятельного предпринимателя Гюнтера Квандта. Однако жить с миллионером, который был на двадцать лет старше её, девушке было нелегко. Уже родив от Квандта сына Гарольда и прожив с ним шесть лет, Магда вновь вспоминает об Арлозорове.

К этому времени мужские достоинства Хаима-Виктора уже были очевидны – этот человек умел вести за собой других. Вместе с несколькими идейными сионистами он стоял у истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир», которое агитировало молодых европейских рабочих еврейского происхождения переселяться в Эрец-Исраэль, чтобы создать там социалистическое государство.

Магде некоторое время удавалось скрывать отношения с Арлозоровым, но в 1928 году Квандт, узнав, что жена ему неверна, выгнал её из дома. Официально развод был оформлен в 1929 году, при этом Магда получила от супруга значительную сумму денег.

Разрыв и покушение

Возможно, Магда вышла бы замуж за Хаима и уехала бы с ним в Палестину, если бы не её визит в 1930 году на съезд Национал-социалистической рабочей партии Германии. Красноречие Йозефа Геббельса настолько поразило девушку, что она полностью пересмотрела свои взгляды на жизнь и вступила в ряды нацистской партии. Геббельс, несмотря на его физические недостатки, стал её новой страстью.

Ни о каких отношениях с евреем больше речи быть не могло. Между экс-возлюбленными произошла ссора. 12 августа 1931 года Магда дважды выстрелила в Хаима из пистолета, но оба раза промахнулась. Впрочем, по другой версии, Арлозоров сам стрелял в бывшую пассию.

19 декабря 1931 года Магда Квандт официально стала женой берлинского гауляйтера НСДАП. А в июне 1933 года, через пять месяцев после того, как к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, двое неизвестных в Тель-Авиве убили 34-летнего Хаима Арлозорова. Как считали родственники сиониста, убийство могло быть организовано именно Геббельсом. Это представляется вполне возможным, если учесть, что даже отчима своей жены Рихарда Фридлендера фанатичный функционер нацисткой партии впоследствии отправил в Бухенвальд.

В официальных биографиях Йозефа Геббельса, выходивших в Германии при его жизни, бывший любовник его жены во избежание кривотолков фигурировал как «студент Ганс».

Отметим, что несмотря на тиражируемый в СМИ Третьего Рейха образ счастливой арийской семьи, брак Геббельсов вовсе не был безоблачным. Случались измены с обеих сторон, и порой мирить супругов приходилось самому фюреру. Упрекал ли Йозеф в момент ссор Магду, припоминая ей прошлую связь с евреем, остаётся только гадать.