24/01/20

Зачем 15 мая 1941 года в Москву прилетел неизвестный немецкий пилот

В мае 1987 года на Красной площади в Москве приземлился легкомоторный частный самолет, которым управлял западногерманский пилот Матиас Руст. Это событие произвело сенсацию. Однако осведомленные люди вспомнили, что накануне Великой Отечественной войны имел место аналогичный случай. Информацию о нем в СССР засекретили почти на полвека.

Странный рейс

15 мая 1941 года на Центральном аэродроме Москвы – им было тогда Ходынское поле – совершил несанкционированную посадку немецкий трёхмоторный транспортный самолёт «Юнкерс-52». Он вылетел из Кёнигсберга, вторгся в советское воздушное пространство и по маршруту Белосток — Минск — Смоленск долетел до Москвы. Силы советской ПВО не обнаружили его, а если и обнаружили, то не доложили о нём. Самолёт беспрепятственно прибыл в Москву.

Германия заявила, что пилот допустил ошибку и сбился с пути. На что СССР возвратил самолёт немцам. Этим все общедоступные сведения о данном инциденте исчерпываются.

Впрочем, кое-что известно еще о его последствиях. 10 июня 1941 года нарком обороны СССР маршал Семён Тимошенко издал секретный приказ «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолёта Ю-52 15 мая 1941 года». В нём говорилось о вопиющей безалаберности представителей службы ПВО. Но ещё раньше произошли трагические кое для кого события.

Репрессии против авиаторов

Начались аресты. 31 мая 1941 года под стражу взяли командующего ПВО Московского военного округа генерал-лейтенанта Пётра Пумпура. 7 июня пришел черед начальника Главного управления ПВО генерал-полковника Григория Штерна. 8 июня органы НКВД забрали генерал-лейтенанта авиации, помощника начальника Генштаба РККА по авиации Якова Смушкевича, а 19 июня - генерал-лейтенанта авиации, командующего ВВС Приволжского военного округа Павла Алексеева и генерала Александра Локтионова, бывшего одно время начальником ВВС РККА.

Аресты начальников ВВС и ПВО не прекратились и в первые дни войны. 24 июня в заключение попал бывший заместитель наркома авиации, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов. 26 июня взяли генерал-майора авиации Алексея Ионова, командующего ВВС Северо-Западного фронта.

Были ли все эти аресты как-то связаны с инцидентом 15 мая, доподлинно установить нельзя. Никому не вменили в вину «предательство» по причине беспрепятственного пропуска Ю-52 в Москву. На всех арестованных были заведены сфабрикованные дела об их участии во всякого рода «шпионских» и «троцкистских» заговорах. Только Ионова, которого схватили уже после начала войны, обвинили в неудачах первых дней войны.

28 октября 1941 года в Барбыше Куйбышевской области были без суда расстреляны Рычагов, Штерн, Смушкевич, Локтионов и ещё ряд военных. 23 февраля 1942 года по приговору суда в Саратове расстреляли Пумпура, Алексеева и Ионова.

Весьма вероятно, что репрессии против авиаторов не имели отношения к полёту Ю-52. Дело в том что Рычагов ещё 9 апреля 1941 года резко возразил Сталину на заседании Политбюро, посвящённом проблемам военной авиации. Отвечая Сталину на упрёк в высокой аварийности советских самолётов, Рычагов, по воспоминаниям адмирала Ивана Исакова, прямо заявил вождю, что тот заставляет лётчиков «летать на гробах». Сталин глубоко оскорбился и, коверкая от волнения русский язык, несколько раз повторил Рычагову: «Вы не должны были так сказать!» После чего он закрыл заседание. Возможно, выступление Рычагова заставило его заподозрить наличие очередного «заговора», на сей раз среди авиаторов. Уже 12 апреля Рычагов был снят с должности заместителя наркома обороны.

Итак, нет оснований связывать репрессии против начальников советских ВВС и ПВО в 1941 году с инцидентом в московском небе 15 мая. В этом ещё больше убеждает тот факт, что полёт Ю-52, оказывается, контролировался нашими наземными службами ПВО, и немецкому пилоту практически «дали коридор» до Москвы! Но зачем же тогда понадобился приказ наркома обороны, говорящий о халатности, если полёт был согласован с советской стороной?

Личное письмо Гитлера Сталину

Прибытие Ю-52 на Красную площадь послужило поводом для сочинения разных конспирологических теорий. Одна из них гласит, что Гитлер передал с пилотом самолёта секретное послание Сталину. В нём фюрер сообщал, что концентрация немецких войск у западных границ СССР вызвана необходимостью сбить с толку Англию. Гитлер просил Сталина не поддаваться на провокации, которые могут произойти со стороны отдельных военачальников вермахта, а также упоминал о предстоящей личной встрече с советским вождём в июле 1941 года.

Все это могло являться дезинформацией, которую Гитлер подбросил Сталину с целью облегчить нападение на СССР (отсюда, дескать, и взялась знаменитая сталинская фраза в приказе от 21 июня: «Не поддаваться на провокации!»). Но есть и такие, кто действительно может поверить, будто война началась вследствие провокации каких-то германских генералов, желавших, если верить словам якобы Гитлера, спасти Англию и сорвать его планы.

Текст этого послания был впервые приведён в 1994 году в одной из книг публициста Игоря Бунича. Документ не был снабжён никакими ссылками. До сих пор ни в каких архивах не обнаружено его следов. Все последующие публикации «письма Гитлера» представляли собой только перепечатку из книги Бунича. Уважаемые историки считают «послание Гитлера Сталину» фальсификацией Бунича.

Российско-американский журналист Валерий Лебедев обращает внимание на явные нелепости в гипотезе Бунича. Зачем Гитлеру понадобилось отправлять секретное послание на тихоходном Ю-52 с малой дальностью полёта?

Конспирология на ровном месте?

Другая версия более прозаична: немцы попытались прощупать советскую ПВО, и выяснили, что она слаба. Но это опять же не вяжется с обнаружением самолёта и отслеживанием его полёта.

Предположение о том, что полёт был подстроен Сталиным или кем-то из его окружения, чтобы развязать репрессии в отношении группы советских военачальников, также несообразна. Сталину не требовалось совершать такие сложные маневры, если он хотел кого-то уничтожить. Тем более что он ещё раньше снял с должности Рычагова. И главное – никто из арестованных не обвинялся в потворстве нарушению советской границы немецким пилотом.

По маршруту Кёнигсберг — Москва с лета 1940 года были организованы рейсы Ю-52, а также перегонка этих самолётов, закупаемых СССР. Вероятнее всего, во время одного из таких рейсов ПВО и ВВС не смогли согласовать какие-то действия, что стало основанием для приказа Семёна Тимошенко, не предусматривавшего суровых наказаний.

Тем не менее неясность остаётся. Почему сведения об этом полёте до сих пор засекречены, и мы не знаем ни номера этого рейса, если, конечно, он был официальным, ни имени пилота?