Согласно официальной точке зрения монголам понадобилось шесть лет, чтобы покорить Русь, еще примерно двадцать лет, чтобы привести ее население в данническую зависимость. Но зачем нужно было вторгаться в земли, лежавшие за несколько тысяч километров от столицы империи?
Дискуссионные вопросы
Существует несколько объяснений западного завоевательного похода монголов, во время которого ордынцам удалось не только разорить русские земли, но и дойти до территорий Польши и Венгрии. Согласно одному из взглядов, подчинив русские княжества монголы обеспечивали безопасность западного крыла своей империи. Другая версия делает акцент на преследовании монголами одного из своих наиболее грозных противников – половцев, которые укрылись в венгерских землях.
Существует много вопросов и по избирательному завоеванию монголами русских городов. Например, почему Батыю в 1238 году понадобилось брать совершенно незначительный в стратегическом плане Козельск, потратив на его осаду почти 2 месяца, при этом обойдя стороной соседние Кром, Мценск, Домагощ, Курск, Смоленск. Лев Гумилев объясняет это местью внуку черниговского князя Мстислава, правившего тогда в Козельске, за убийство послов на реке Калка в 1223 году. Однако смоленский князь Мстислав Старый, также замешанный в этом убийстве, каким-то образом избежал ордынского гнева.
Часть исследователей, придерживающаяся альтернативной трактовки событий, происходивших в средневековой Руси, вообще отвергает такое явление как «татаро-монгольское иго». Лев Гумилев, к примеру, считал, что Русь и Орда – два государства, бок о бок сосуществовавшие на протяжении нескольких столетий и попеременно бравшие друг над другом верх.
Другие исследователи пошли дальше, утверждая, что Русь и Орда это одно и тоже государство. По их мнению, «татаро-монгольское иго» -- просто специфический период в истории русского государства, когда все население страны было разделено на две части: мирные граждане, управляемые князьями и постоянное регулярное войско-Орда возглавляемое военачальниками.
Так или иначе, любая из версий признает, что в течение XIII-XV веков Русь прошла сложный период междоусобиц, разорения, запустения и собирания земель, который подготовил формирование русского государства под началом нового политического центра – Москвы. Однако, чтобы объяснить почему так произошло, обратимся к подтвержденным официальной историей фактам.
Лидер
В конце XII века в Монголии появился новый лидер – Тэмуджин, который очень быстро подчинил своему влиянию разрозненные кочевые племена. Тэмуджин прекрасно владел тактикой степной войны, одерживая победу за победой. Поверженным врагам он предлагал выбор: или присоединиться к нему, или умереть. Большинство становилось на сторону полководца, постепенно увеличивая численность его армии.
К 1206 году Тэмуджин под новым именем – Чингисхан – превратился в самого могущественного правителя севернее Великой китайской стены. Жесткая централизация государственной и военной власти и требования неукоснительного исполнения указов позволяли ему управлять многомиллионным населением кочевой империи.
Чингисхан принуждал темников держать на окраине своих владений вооруженные отряды, готовые в любой момент защитить земли монголов от нападения или выступить в очередной карательный поход. Скоро у Чингисхана не осталось врагов среди монгольских кочевий, и он стал готовиться к завоевательным войнам.
Расширяя границы
Одна из главных причин монгольской экспансии кроется в типе государственности монголов. По своей структуре Монгольская империя – это объединенные группы кочевых скотоводческих племен, которые постоянно нуждались в новых пастбищных угодьях. Донские и волжские степи в этом плане были куда привлекательнее среднеазиатских полупустынь.
Однако Орда — это не только кочевья, но и оседлые зоны. Так при хане Берке ордынцы заложили большое количество поселений на берегах Волги и Дона. Здесь шла торговля пришедшими с Востока пряностями, тканями, парфюмерией, из русских земель -- пушниной, медом, воском. Развивалось и ремесло.
Оба компонента ордынской экономики – кочевая степь и оседлая зона – поддерживали друг друга и способствовали наращиванию экономического потенциала государства. Однако ни один из них не мог обойтись без армии, которая захватывая новые территории, облагая данью покоренное население и обеспечивая контроль над караванными путями, создавала мощь империи Чингизидов.
Войско
Движущей силой успешных военных кампаний, которые проводили ведомые Чингисханом кочевники, была многотысячная орда. Максимальное число монгольского войска называет побывавший в империи Чингисхана итальянский францисканец Паоло Карпини – 600 тысяч человек. Современные историки, однако, считают эту цифру явно завышенной. Так в походе на Русь, по их мнению, могло принимать участие от 120 до 150 тысяч воинов.
Армия Чингисхана отличалась четкой организацией и железной дисциплиной. На высшие командные должности великий хан назначал своих сыновей и представителей племенной знати из числа тех военачальников, которые доказали свою преданность и проявили военную доблесть.
Одну из ключевых ролей в победах ордынцев сыграл «презренный лук», хорошо знакомый кочевым народам Средней Азии, но недооцениваемый европейцами, в том числе и русскими. Монгольский лук хоть и уступал в длине знаменитому английскому луку «лонгбоу», однако был в два раза мощнее его и обладал большей дальностью полета – до 320 метров против 228. Западноевропейские рыцари были поражены, что монгольская стрела пробивала латника насквозь, если он не прикрывался щитом.
Победам Орды хорошо послужили и коренастые монгольские лошадки, чрезвычайно выносливые и неприхотливые в еде, хорошо проявившие себя в суровых условиях русской распутицы и северных зим. Каждый воин имел при себе 5 лошадей, что давало серьезные преимущества монголам в затяжных походах.
При общепринятой стратегии ближнего боя легкая монгольская кавалерия просто не позволяла противнику приблизиться, осыпая его градом стрел. Пешее русское ополчение, чаще вооруженное рогатинами и топорами, чем мечами и копьями, имело мало шансов на успех в битве с этим грозным противником.
Мало могли помочь в защите Руси и деревянные города-крепости, которые под натиском широкого арсенала осадных орудий, применяемых ордынцами, рано или поздно капитулировали. Дело как правило довершал огонь, быстро превращавший еще недавно цветущие поселения в пепелище.
Под напором Орды
Своеобразной рекогносцировкой перед масштабным нашествием на Русь был поход тридцатитысячного войска Субэдэя и Джэбэ в Закавказье и Юго-Восточную Европу в 1222–1224 годах, во время которого произошла знаменитая победа ордынцев над объединенным русско-половецким войском при Калке в 1223 году. Во время разведки монголы хорошо изучили будущую арену военных действий, познакомились с возможностями русского войска, укреплениями, получили информацию и о взаимоотношениях между русскими княжествами.
Обсуждение очередного похода ордынского войска происходило всегда на курултае. Военачальники тщательно выбирали время года и маршруты для вторжения. Так нападение на Русь было запланировано на зиму 1237–1238 года: принималось во внимание, что замерзшие реки значительно облегчат передвижение монгольской конницы и послужат идеальными транспортными магистралями.
За считанные месяцы первого похода ордынское войско завоевало земли Рязанщины и Северо-Восточной Руси, лишь 100 верст не дойдя до Новгорода, через два года пали Черниговское, Киевское и Галицко-Волынское княжества. Впрочем, ордынские военачальники не громили все подряд, важнее для них было подчинить русских князей и выстроить систему даннической зависимости.
Главной причиной захвата почти всей территории Руси историки называют разобщенность русских княжеств. Длительные междоусобицы не могли не сказаться на способности владельцев вотчин объединиться в решающий момент. Историк Руслан Скрынников считает, что отпор монгольскому войску могла дать сильная дружина новгородского князя Ярослава Всеволодовича, однако он не пожелал присоединиться к защитникам отечества.
Большим подспорьем для успешного продвижения монгольского войска стала низкая плотность населения Руси. К примеру, один из крупнейших городов древнерусского государства Рязань, по оценке историка Владислава Даркевича, насчитывал максимум 8 тысяч жителей., еще порядка 12 тысяч могло проживать в окрестностях города. Даже собрав все силы княжества Рязань не могла противостоять многократно превосходящему в количестве войску Орды.
Почему постоянно выдается чушь о монголах в восточной Европе. Монгольских родов было так мало, что при выделении сыновьям улусов (народов) каждому досталось по 4-5 монгольских племен (каждое племя от 500 до 1000 человек, или 200 всадников. Старшему сыну Джучи хану досталось 4 племени и то перемешанных с татарами. Татарских родов и племен в Южной Сибири и Алтае были сотни. Они то с другими тюркскими племенами и составили основной костяк армий Чингиз хана и его сыновей. В армии Бату хана было под «штыком» 25-30 тысяч воинов которые формировались из покоренных тюркских народов улуса Джучи, где монголов не было. В Восточной Европе основной костях армии Бату хана составляли местные угры, татары и московитяне, которые тоже были смесью тюрков и угров. России и русских еще не было. Столько же монголских воинов было и в армиях каждого из сыновей Чингиза. Только у наследника Чингиз хана Угедея в центральной орде (для охраны) были монгольские рода, но и там основной костяк действующей армии были тюркские воины потомки хуннов. Так что в поговорке «поскреби и найдешь татарина» речь идет не о монголах а о татарах. А татарами ( в общем)в те времена назывались все тюркоязычные народы Азии.
«… московитяне, которые тоже были смесью тюрков и угров».
Ну ты и тупорылый! Ты рассуждаешь о вещах, о которых понятия не имеешь! Во-первых тогда не было такого народа «московитяне», а во-вторых, почитай о генетике русских, а потом звизди о «смеси».
А кто такие московитяне, что за народность
Суйчас каждый дворник спец в истории и генетике. Он понятия не имеет о том, что тогда не было никаких «московитян» и не знает ничего о генетических исследованиях русского народа.