02/05/24
ФОТО: х/ф "Бункер"/2004 г.

Захват Гитлера в плен: что бы с ним сделали союзники

Руководители стран-союзниц не исключали, что Адольф Гитлер окажется в плену. Вторая мировая война отличалась непредсказуемостью, а поэтому сбрасывать со счетов ни один из вариантов развития событий не следовало. По этой причине появилось несколько версий, касающихся пленного фюрера.

Конец, известный заранее

«Мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем-либо из его шайки» – заявил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль после нападения Германии на Советский Союз. Это означало, что нацистов уже признали преступниками, которых следует судить.

Позже, когда злодеяния гитлеровцев стали известны общественности, оказалось понятно другое – относиться к ним как к представителям проигравшей страны нельзя. Организаторы геноцида должны понести заслуженное и максимально суровое наказание. Фактически, Гитлеру в самый разгар войны Великобритания, США и Советский Союз вынесли смертный приговор. Оставалось только привести его в исполнение, соблюдя для видимости юридические формальности.

«Советское Правительство считает необходимым безотлагательное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона любого из главарей фашистской Германии», – подчеркнул в своём заявлении (его позже распространило ТАСС) нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.

Осуществление задуманного

На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Черчилль предложил наконец-то перейти от слов к делу и составить список «главных преступников», который потом можно было дополнять. Но британский премьер выступал за их незамедлительную казнь «без суда и следствия», с чем не согласился Иосиф Сталин. Тогда было решено, что процесс станет скорее политическим, нежели юридическим, а само заседание пройдёт за закрытыми дверями.

Следующий вопрос, который вызвал споры у Рузвельта, Черчилля и Сталина, касался способа казни. Так, британский лидер предложил использовать электрический стул.

Ликвидировать Гитлера как можно скорее требовалось сразу по нескольким причинам. Во-первых, если следствие затянуть, то поверженные немцы смогут сделать из него мученика, который страдает за нацию. Во-вторых, идеолог нацизма мог начать делиться информацией, знать которую многим вовсе не обязательно. Очевидно, что с учётом его статуса и положения Германии на мировой арене, рассказать было о чём и о ком. Главы стран-союзниц, несомненно, оказались заинтересованы в том, чтобы фюрер держал язык за зубами.

Самоубийство Гитлера избавило «большую тройку» от дальнейших споров и сомнений относительно будущего. Также это позволило подготовить более длительный и открытый процесс над преступниками второго плана.