Профессиональные заболевания возникают далеко не на каждой работе и не всегда серьезно влияют на организм. Но бывает так, что любимая деятельность однозначно провоцирует проблемы со здоровьем. Например, подобное происходит у водолазов и дайверов; они знают, что со временем у них развивается «заломай». И что же это такое?
Действие кессона
О том, что из-за разрежения окружающего воздуха, в жидкостях, расположенных в трубах, возникает сжатие газов, еще в XVII веке догадался англо-ирландский физик, химик и богослов Роберт Бойль. Но только в 1841 году, когда достижения научно-технического прогресса позволили людям сооружать тоннели под реками, лекари соотнесли это открытие с болезнями, которые стали развиваться у рабочих на подобных стройках. Для того, чтобы создать проход под водоемом, инженеры придумали устраивать кессонные камеры; в них образовывалось повышенное давление, что препятствовало затоплению и можно было работать. Но после того, как строители выходили на поверхность и возвращались в обычную жизнь, у них часто возникали боли в суставах, иногда – онемение рук, паралич, а порой все это приводило к смерти.
Оказывается, количество газа, растворенного в кровеносных сосудах человека, напрямую зависит от давления на тело. Если оно превышает давление газа в жидкости, то начинается ее насыщение этими имеющимися летучими веществами. Но, когда происходит понижение внешнего давления, то в крови возникает обратный процесс и вся жидкость в теле, что называется, закипает. Так происходит у всех людей, которые быстро поднимаются на поверхность из больших глубин. К пузырькам, которые появляются в их крови, присоединяется растворенный азот, а также тромбоциты и другие кровяные тельца. Все это формирует тромбы в кровеносных сосудах. Между тем пузыри, прикрепляясь к их внутренним стенкам, начинают разрушать сосуды, и порой под воздействием кровотока отрываются от них вместе с поврежденными частицами. Подобные процессы в кровеносной системе приводят к кровоизлиянию в окружающие ткани. Ну, а дальше все зависит от масштабов бедствия.
Кессонный ревматизм
Кессонную болезнь или декомпрессию можно избежать при тщательном соблюдении техники безопасности и отсутствии факторов риска. Об этом заявляют в «Национальной российской ассоциации водолазов». В первую очередь подводникам необходимо подниматься на поверхность постепенно. В наше время при погружениях используются современные газовые смеси, снижающие компрессию на глубине. Также, благодаря появлению декомпрессионных камер у профессионалов данной отрасли осуществляется постепенное выведение азота из организма и поэтому в дальнейшем подъем не вызывает ухудшения растворимости газов в крови.
И все-таки такие факторы, как погружение при низкой температуре воды и окружающего морозного воздуха, принятие алкогольных напитков, авиаперелет после водолазных работ, чрезмерная физическая нагрузка, усталость, пожилой возраст специалиста и избыточная масса тела, создают риски возникновения того самого «заломая». Советский ученый, врач, гигиенист, профессор МГУ, Сергей Ильич Каплун в своих научных трудах первой половины XX века писал, что у 50% водолазов через 1-6 часов после всплытия развиваются те, или иные признаки кессонной болезни. И так происходит даже если специалисты соблюдают основные правила техники безопасности, ведь постепенно признаки декомпрессии у них словно накапливаются в организме.
В зависимости от локализации газовых эмболий у водолазов могут развиваться поражения кожи в виде эмфиземы или пурпуры, сопровождающейся зудом и хрустом в тканях, воспаления суставов, костей и мышц рук и ног в виде так называемого кессонного ревматизма. Все это в дальнейшем выражается уменьшением сухожильных рефлексов, опуханием пораженных конечностей, снижается мышечный тонус, появляются сильные боли в суставах. Подобные признаки подводники и профессиональные дайверы называют «заломаем», поскольку руки и ноги у них словно выкручивает. В издании «Декомпрессионная болезнь», 1977 года (авторы: Черняков И. Н., Ширинекий П.П.) данные симптомы относят к декомпрессионной болезни I типа. Клиническая картина патологии II типа гораздо серьезнее и это уже, как правило, возникает вследствие грубого нарушения профессионалами техники безопасности или возникновения аварийной внештатной ситуации.